Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "СпецСтройСервис" Игнатова М.А. на решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 15 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении ООО "СпецСтройСервис", У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя министра-начальника управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Типикина А.М. от 09 октября 2019 года ООО "СпецСтройСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением должностного лица, генеральный директор ООО "СпецСтройСервис" Игнатов М.А. обратился в Обнинский городской суд Калужской области с жалобой о несогласии с принятым постановлением должностного лица о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Решением судьи Обнинского городского суда Калужской области от 15 января 2020 года постановление должностного лица, оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "СпецСтройСервис" Игнатова М.А. без удовлетворения.
В Калужский областной суд с жалобой обратился генеральный директор ООО "СпецСтройСервис" Игнатов М.А, полагая, что принятые в отношении общества акты являются незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав законного представителя общества Игнатова М.А, защитника по доверенности Башарина Е.А, поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства по доверенности Василькова А.Б, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Как видно из материалов дела, 19 апреля 2019 года в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования на участке N2, расположенного на юго-западной части парка, вблизи реки Протва, памятника природы регионального значения "Нижний парк" г. Обнинска, Калужской области, было установлено что ООО "СпецСтройСервис" в нарушении п.1 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" осуществляло работы по замене пожарно-хозяйственного трубопровода, в ходе которых был поврежден почвенно-растительный слой и осуществлена валка деревьев твердых пород и лиственницы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления должностным лицом от 09 октября 2019 года, которым ООО "СпецСтройСервис" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы законного представителя общества, судья городского суда, также пришел к выводу, что указанные действия ООО "СпецСтройСервис" образуют состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Между тем, выводы должностного лица вынесшего постановление по делу об административном правонарушении и судьи городского суда не учитывают следующее.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, общество отрицало, последовательно указывая на то, что оно не является ни собственником, ни пользователем, ни владельцем как Нижнего парка в "адрес" в целом, так и отдельных его частей, в связи с чем на него не возлагаются обязанности по обеспечению режима особо охраны памятников природы. ООО "СпецСтройСервис" получило разрешение на производство земляных работ на территории "Нижнего парка" без каких-либо ограничений и указаний со стороны Администрации города Обнинска на особый статус места производства работ. Кроме того, они не знали, что земли, на которых были произведены работы, являются памятником природы регионального значения.
Как следует из материалов дела, согласно договора подряда N 224/7.01-18/346 от 13 сентября 2018 года между АО "ГНЦ РФ ФЭИ" и ООО "СпецСтройСервис" был заключен договор на выполнение работы по замене пожарно-хозяйственного трубопровода от К-418и до К-312.
01 октября 2018 года Администрацией города Обнинска Управлением архитектуры и градостроительства ООО "СпецСтройСервис" был выдан ордер N 296, в соответствии с которым обществу, было разрешено производить работы по замене пожарно-хозяйственного трубопровода по адресу от К-418 до К-312 (Пятницкий пр. до ул. Кутузова) с разрытием траншеи (котлована) по проекту согласованному управлением архитектуры и градостроительства. Производство работ разрешено с 01 октября 2018 года по 20 декабря 2018 года. Кроме того, согласно листку согласования проекта "Замена пожарно-хозяйственного трубопровода от колодца 418(4) до колодца 312", указанные работы были согласованы со всеми организациями установленными Администрацией города в ордере N 296.
Однако приведенные обстоятельства в нарушение ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ судьей районного суда проверены не были. В обжалуемом судебном акте оценка им не дана.
В качестве обоснования вывода о виновности общества в совершении указанного административного правонарушения, должностное лицо и судья городского суда указали лишь, что работы по замене существующего пожарно-хозяйственного водопровода проводились ООО "СпецСтройСервис" на участке N 2 "Нижнего парка", который в соответствии с Постановлением Правительства Калужской области N 164 от 23 марта 2017 года признан памятником природы регионального значения.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства и доводы фактически не проверены.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Указанные положения законодательства получили развитие в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не позволяют признать обоснованным привлечение ООО "СпецСтройСервис" к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, выносится одно из следующих решений, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя министра-начальника управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Типикина А.М. от 09 октября 2019 года, решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 15 января 2020 года, вынесенные в отношении ООО "СпецСтройСервис", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях общества состава указанного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2-30.9 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
постановление заместителя министра-начальника управления экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области Типикина А.М. от 09 октября 2019 года, решение судьи Обнинского городского суда Калужской области от 15 января 2020 года, вынесенные в отношении ООО "СпецСтройСервис", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья И.Н. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.