Судья Калужского областного суда Боярищева Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Строй-Ресурс" Перельмутера А.М. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 6 февраля 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строй-Ресурс" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1, частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1, частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда в Калужской области (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Александрова В.В. от 26 ноября 2019 года N-ИЗ/8 общество с ограниченной ответственностью "Строй-Ресурс" (далее по тексту - ООО "Строй-Ресурс") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора труда в Калужской области (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Александрова В.В. от 26 ноября 2019 года N-ИЗ/9 ООО "Строй-Ресурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора труда в Калужской области (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Александрова В.В. от 26 ноября 2019 года N-ИЗ/10 ООО "Строй-Ресурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора труда в Калужской области (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области от 26 ноября 2019 года N-ИЗ/11 ООО "Строй-Ресурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с приведенными выше постановлениями должностного лица административного органа о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель юридического лица - директор ООО "Строй-Ресурс" Перельмутер А.М. обратился с жалобами в районный суд.
Определением судьи Калужского районного суда Калужской области от 16 января 2020 года административные дела N N в отношении ООО "Строй-Ресурс" объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 6 февраля 2020 года постановления главного государственного инспектора труда в Калужской области (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области от 26 ноября 2019 года N-ИЗ/8, N-ИЗ/9, N-ИЗ/10, N-ИЗ/11, вынесенные в отношении ООО "Строй-Ресурс" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1, частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1, частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменены, ООО "Строй-Ресурс" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, в остальной части указанные постановления оставлены без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, директор ООО "Строй-Ресурс" Перельмутер А.М, полагая, что по делу не верно определены и не учтены все имеющие существенное значение обстоятельства, просит решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 6 февраля 2020 года изменить, а именно: "производство в части постановления N-ИЗ/9 прекратить по пункту 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление N-ИЗ/11 отменить, производство прекратить из-за отсутствия состава правонарушения; административное наказание назначить по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 130 000 рублей".
В судебное заседание 26 мая 2020 года законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также представитель Государственной инспекции труда в Калужской области не явились; о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом; ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав выступление защитника ООО "Строй-Ресурс" по ордеру Брусова В.И, поддержавшего жалобу в полном объеме, изучив материалы дела об административных правонарушениях и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Как видно из представленных материалов, 3 апреля 2018 года между ООО "Строй-Ресурс" в лице директора Перельмутера А.М. и работником Кабировым С.С. был заключен трудовой договор N, в соответствии с которым последний принят на постоянную работу в качестве подсобного рабочего. Приказом от 6 мая 2019 года Nк Кабиров С.С. переведен на должность (профессия) арматурщика. Стаж работы Кабирова С.С. в организации составил 1 год 5 месяцев 28 дней.
30 сентября 2019 года в 11 часов 50 минут на производстве ООО "Строй-Ресурс", а именно - на строительном объекте многоквартирного жилого дома корпус N 2(7), расположенного на земельном участке в "адрес", произошел несчастный случай со смертельным исходом с арматурщиком Кабировым С.С.
Вид происшествия - падение с высоты 19-го этажа строящегося жилого дома на отметке 44, 2 метра. Смерть Кабирова С.С, 1999 года рождения, наступила от тупой сочетанной травмы тела, полученной при падении с высоты, значительно превышающей высоту собственного роста.
По результатам проведенного комиссией под председательством главного государственного инспектора труда в Калужской области (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Александрова В.В. расследования обстоятельств несчастного случая установлено, что причинами несчастного случая на производстве со смертельным исходом с арматурщиком Кабировым С.С. являются неудовлетворительная организация производства строительных работ в ООО "Строй-ресурс", непринятие со стороны ответственных должностных лиц и специалистов ООО "Строй-ресурс" должных мер по безопасной организации проведения строительных работ, а также отсутствие надлежащего надзора и контроля за ходом безопасного выполнения работ и соблюдением рабочими требований по охране труда при проведении строительных работ на высоте строящегося жилого дома, выразившиеся, в частности, в следующем:
- в ООО "Строй-ресурс" не разработан план производства работ на высоте до начала строительства многоквартирного жилого дома;
- не оформлен наряд-допуск на выполнение работ по сборке металлических стоек опалубки и их установке на высоте 19-го этажа при отсутствии не огражденных перепадов по высоте;
- используемый проект производства работ по возведению монолитных конструкций при строительстве многоквартирного жилого дома не в полной мере и не в полном объеме предусматривал и отражал требования по технологическому порядку безопасной последовательности выполнения работ по сборке и установке металлических стоек опалубки для монтажа перекрытия очередного этажа строящегося дома; в содержании проекта производства работ не указаны конкретные места для крепления и использования удерживающей или страховочной системы безопасности с использованием страховочного каната (троса), закрепленного к строительным конструкциям, позволяющего рабочим использовать предохранительные пояса для страховки от падения с высоты;
- рабочие, в том числе и пострадавший Кабиров С.С. не были ознакомлены под роспись с содержанием проекта производства работ по возведению монолитных конструкций, а также с инструкцией по охране труда при проведении работ на высоте;
- не разработано Положение о системе управления охраной труда;
- не были обеспечены здоровые и безопасные условия труда для рабочих при проведении строительных работ на высоте, на месте выполнения строительных работ отсутствовали временные защитные и сигнальные ограждения, не были установлены знаки безопасности;
- арматурщик Кабиров С.С. допущен к выполнению работ на высоте в качестве персонала, относящегося к работникам 1-й группы безопасности работы на высоте, без прохождения медицинского осмотра, позволяющего установить состояние здоровья Кабирова С.С. выполнять работы на высоте;
- арматурщик Кабиров С.С. допущен к выполнению работ без обеспечения его в полном комплекте полагающимися по нормам средствами индивидуальной защиты.
Выявленные в деятельности ООО "Строй-Ресурс" нарушения статей 21, 22, 209, 212, 213, 214, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 16, 17а, 21, 48 Правил по охране труда при работе на высоте от 28 марта 2014 года N 155н, пункта 4.8 Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ от 17 сентября 2002 года N 122, пункта 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты от 1 июня 2009 года N 290н, пунктов 1.14, 1.15 Инструкции ООО "Строй-Ресурс" по охране труда для арматурщиков, пункта 2.7 Инструкции ООО "Строй-Ресурс" по охране труда для при проведении работ на высоте, пунктов 4.1, 4.8, 4.10, 6.2.16 Постановления Госстроя Российской Федерации от 23 июля 2001 года N 80 "О принятии строительных норм и правил Российской Федерации "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования. СНиП 12-03-2001"", пункта 12 Правил по охране труда в строительстве от 1 июня 2015 года N 336н нашли свое отражение в акте о расследовании несчастного случая со смертельным исходом от 15 ноября 2019 года и послужили основанием для возбуждения в отношении общества четырех дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1, частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1, частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения обществом административных правонарушений подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколами об административных правонарушениях от 22 ноября N N N-ИЗ/4, N-ИЗ/5, N-ИЗ/6, N-ИЗ/7, актом N о несчастном случае на производстве от 19 ноября 2019 года, актом о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 15 ноября 2019 года, предписаниями об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов от 15 ноября 2019 года; трудовым договором от 3 апреля 2018 года с дополнительными соглашениями, приказами (распоряжениями) о приеме работника на работу, о переводе работника на другую работу, личными карточками учета выдачи средств индивидуальной защиты, должностными инструкциями ООО "Строй-Ресурс", которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административных правонарушениях в отношении ООО "Строй-Ресурс" установлены верно.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ООО "Строй-Ресурс", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Действия ООО "Строй-Ресурс" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что следственным отделом по городу Калуге следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области по факту произошедшего в ООО "Строй-Ресурс" несчастного случая со смертельным исходом на производстве возбуждено уголовное дело по статье 216 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ"), в связи с чем, по мнению заявителя, производство по делу в части постановления N-ИЗ/9 подлежит прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению как несостоятельные.
Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, привлечение по одному и тому же факту совершения противоправных действий и к административной, и к уголовной ответственности невозможно, если речь идет об одном и том же субъекте ответственности.
Уголовной ответственности подлежат только вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста (статья 19 Уголовного кодекса Российской Федерации).
По настоящему же делу к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1, части 1 статьи 5.27.1, части 3 статьи 5.27.1, части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено юридическое лицо - ООО "Строй-Ресурс".
В силу требований пункта 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Следовательно, вынесение постановления о возбуждении уголовного дела не является обстоятельством, препятствующим ведению производства по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении юридического лица по тому же факту совершения противоправных действий.
Выражая несогласие с вынесенным должностным лицом постановлением N-ИЗ/11 и ставя вопрос о прекращении производства по делу в указанной части в связи с отсутствием состава административного правонарушения, законный представитель юридического лица в своей жалобе со ссылками на пункт 21 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты от 1 июня 2009 года N 290н, согласно положениям которого средства индивидуальной защиты, предназначенные для использования в определенные сезоны, выдаются с наступлением соответствующего периода года, указывает о том, что костюм сигнальный на утепляющей прокладке, валенки и перчатки с защитным покрытием с шерстяными вкладышами подлежали выдаче Кабирову С.С. на наружных работах зимой, а остальные средства защиты ему были выданы полностью.
Однако приведенные доводы не влекут удовлетворение жалобы.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью второй данной статьи на работодателя возложена обязанность по обеспечению приобретения и выдачи за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичные требования закреплены в пункте 4 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 290н (далее по тексту - Межотраслевые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за ними возлагается на работодателя (его представителя) (пункт 34 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты).
При этом в силу пункта 13 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки; сроки пользования средствами индивидуальной защиты исчисляются со дня фактической выдачи их работникам; выдача работникам и сдача фиксируются записью в личной карточке учета выдачи таких средств.
Пункт 21 Межотраслевых правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, помимо положений, цитируемых заявителем в жалобе, содержит также императивные требования, согласно которым средства индивидуальной защиты, предназначенные для использования в особых температурных условиях, обусловленных ежегодными сезонными изменениями температуры, с окончанием соответствующего периода года сдаются работодателю для организованного хранения до следующего сезона.
Соответственно, как выдача работникам средств индивидуальной защиты, так и их сдача должны быть зафиксированы и своевременно отражены в личных карточках их учета на оборотной стороне.
Однако представленные в материалы дела копии личных карточек учета выдачи Кабирову С.С. средств индивидуальной защиты каких-либо данных, подтверждающих выдачу последнему в течение периода его работы таких средств индивидуальной защиты, как, например, валенки, не содержат; сведения, позволяющие достоверно высказаться о том, что Кабирову С.С. были выданы "ботинки кожаные с жестким подноском/или сапоги кожаные с жестким подноском/или сапоги резиновые с жестким подноском", в карточках не отражены; графы о сдаче работником средств индивидуальной защиты по окончании соответствующего сезона не заполнены.
Тем самым оснований полагать, что погибший Кабиров С.С. за период работы в ООО "Строй-Ресурс" был надлежащим образом и в полном объеме обеспечен всеми положенными ему к выдаче в связи с характером выполняемой им работы средствами индивидуальной защиты, не имеется. Данные, свидетельствующие об обратном, в материалах дела отсутствуют и стороной защиты не представлены.
С учетом изложенного выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "Строй-ресурс" в том числе и объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными; они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и подтверждаются имеющимися доказательствами.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда, жалоба не содержит.
Срок давности и порядок привлечения ООО "Строй-ресурс" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание, с учетом внесенных решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 6 февраля 2020 года изменений в части применения положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено ООО "Строй-ресурс" в пределах, предусмотренных санкцией части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение принятого судебного решения, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусмотренных им процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Строй-Ресурс" не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы директора ООО "Строй-Ресурс" Перельмутера А.М. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 6 февраля 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строй-Ресурс" по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1, частью 1 статьи 5.27.1, частью 3 статьи 5.27.1, частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Строй-Ресурс" Перельмутера А.М. - без удовлетворения.
Судья Е.О. Боярищева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.