Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "КСАмет" Крипень С.А. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "КСАмет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Галицкого Д.А. от 10 февраля 2020 года общество с ограниченной ответственностью "КСАмет" (далее по тексту - ООО "КСАмет") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Указанное постановление должностного лица о назначении административного наказания было обжаловано директором ООО "КСАмет" Крипень С.А. в районный суд.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области от 10 февраля 2020 года в отношении ООО "КСАмет" оставлено без изменения, жалоба законного представителя общества без удовлетворения.
В жалобе, адресованной в Калужский областной суд, законный представитель юридического лица - директор ООО "КСАмет" Крипень С.А. просит решение судьи районного суда от 13 мая 2020 года и постановление должностного лица от 10 февраля 2020 года отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав защитника общества по доверенности Мягкову Н.Н, поддержавшую доводы жалобы, должностное лицо вынесшее постановление Галицкого Д.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему
В силу положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 438н, разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.
В положение о СУОТ с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы): а) политика работодателя в области охраны труда; б) цели работодателя в области охраны труда; в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя); г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее - процедуры), включая: процедуру подготовки работников по охране труда; процедуру организации и проведения оценки условий труда; процедуру управления профессиональными рисками; процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников; процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях; процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников; процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами; процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием; процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией; д) планирование мероприятий по реализации процедур; е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур; ж) планирование улучшений функционирования СУОТ; з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания; и) управление документами СУОТ (пункт 8).
Пунктом 33 Типового положения о системе управления охраной труда, предусмотрено, что с целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками: выявление опасностей; оценка уровней профессиональных рисков; снижение уровней профессиональных рисков.
Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня осуществляются работодателем с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов (пункт 34 Типового положения).
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 07 октября 2019 года между ООО "КСАмет" в лице директора Крипень С.А. и работником Васичкиным О.П. заключен трудовой договор N, в соответствии с которым последний принят на постоянную работу, на должность монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций с испытательным сроком 3 месяца.
На основании наряда-допуска N 5 на производство работ на высоте, выданного 14 октября 2019 года со сроком действия до 10 ноября 2019 года, Васичкин О.П. выполнял работы по демонтажу м/к бункера на высоте свыше 5 метров на территории АО "Биотехнологический комплекс - Росва".
01 ноября 2019 года в 09 часов 20 минут в ходе производственной деятельности ООО "КСАмет" на территории строительного объекта АО "Биотехнологический комплекс - Росва" произошел групповой несчастный случай, в том числе с выполнявшим монтажные работы Васичкиным О.П, упавшим с высоты и в результате этого получившим тяжелую травму.
Согласно акту о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) от 01 ноября 2019 года по результатам проведенного комиссией под председательством государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Галицкого Д.А. расследования обстоятельств несчастного случая установлено, что причинами несчастного случая на производстве с работником Васичкиным О.П. являются: неудовлетворительная организация производства работ в ООО "КСАмет", выразившаяся в выполнении работ на высоте без контроля руководителя работ; отсутствие системы управления охраной труда и оценки уровней профессиональных рисков в ООО "КСАмет"; нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, выразившееся в выполнении работ по демонтажу конуса бункера не с люльки, а в самом конусе бункера с дополнительной нагрузкой.
Распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Калужской области от 26 декабря 2019 года в отношении ООО "КСАмет" назначена внеплановая документарная проверка, касающаяся материалов расследования несчастного случая на производстве с Васичкиным О.П.
Выявленные в ходе проведенной сотрудниками Государственной инспекции труда в Калужской области проверки по соблюдению юридическим лицом трудового законодательства нашли отражение в соответствующем акте проверки от 16 января 2020 года и послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административномом правонарушениии, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 29 января 2020 года ООО "КСАмет" при осуществлении деятельности допущены нарушения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, а именно - требований статей 209, 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, пункта 8, пункта 33 и пункта 34 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года N 438н, выразившиеся в том, что на момент несчастного случая 01 ноября 2019 года с сотрудником ООО "КСАмет" Васичкиным О.П, в ООО "КСАмет" система управления охраной труда отсутствует, процедура управления профессиональными рисками не организована, идентификация и выявление опасностей, оценка уровней профессиональных рисков рабочего места Васичкина О.П. не проведены.
Фактические обстоятельства дела и вина ООО "КСАмет" подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 29 января 2020 года; распоряжением о проведении в период с 9 января 2020 года по 5 февраля 2020 года внеплановой документарной проверки в отношении ООО "КСАмет"; актом проверки от 16 января 2020 года и иными материалами дела, которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела должностное лицо и судья районного суда на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалах дела доказательств установили все юридически значимые обстоятельства по делу, правильно применили нормы трудового законодательства, и сделали обоснованный вывод о виновности ООО "КСАмет" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае ООО "КСАмет", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, своевременно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи, с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.
Действия ООО "КСАмет" квалифицированы правильно, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами, а также требованиями КоАП РФ и трудового законодательства.
Доводы о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением срока, что в нем и в постановлении о назначении административного наказания неверно указаны наименование юридического лица и данные о его законном представителе, как и утверждение о наличии правовых оснований для объединения возбужденных в отношении ООО "КСАмет" шести дел об административных правонарушениях, аналогичны доводам, которые указывались в первоначальной жалобе, все они являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты с приведением мотивов принятого решения. Основания не согласиться с которыми у суда рассматривающего жалобу отсутствуют.
Ссылка в жалобе об отсутствии у Государственной инспекции труда в Калужской области оснований для проведения в январе 2020 года внеплановой документарной проверки в отношении ООО "КСАмет" является несостоятельными и опровергается материалами дела, в частности, распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Калужской области от 26 декабря 2019 года, свидетельствующими о том, что такая проверка была проведена в связи с произошедшим несчастным случаем на производстве, при этом порядок ее проведения нарушен не был.
Кроме того, утверждение защитника общества о том, что был сделан проект производства работ от 14 мая 2019 года, где был проведен "анализ рисков и мероприятий по их снижению и устранению при выполнении земляных и демонтажных работ по зданиям и сооружениям", не может быть расценен как документ соответствующий требованиям, содержащимся в пунктах 8, 33"б" и 34 Типового положения о системе управления охраной труда, и вопреки утверждениям об обратном, он не содержит расчет и оценку уровней профессиональных рисков рабочего места Васичкина О.П.
С учетом изложенного выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ООО "КСАмет" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, являются правильными, они соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и подтверждаются имеющимися доказательствами.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность выводов должностного лица и судьи районного суда, жалоба не содержит.
Срок давности и порядок привлечения ООО "КСАмет" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО "КСАмет" в пределах, установленных для юридических лиц санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и соответствует требованиям закона.
Существенных нарушений норм КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, влекущих безусловную отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО "КСАмет" не допущено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы директора ООО "КСАмет" Крипень С.А. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 13 мая 2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "КСАмет" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу директора ООО "КСАмет" Крипень С.А. - без удовлетворения.
Судья И.Н. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.