Судья Калужского областного суда Плаксина И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "Газпроектэкспертиза" Мацокиной А.В. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 22 июля 2020 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газпроектэкспертиза", У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Калужской области Галицкого Д.А. от 02 июня 2020 года, ООО "Газпроектэкспертиза" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, директор общества Мацокина А.В. обратилась в Калужский районный суд с жалобой.
Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 22 июля 2020 года постановление должностного лица от 02 июня 2020 года изменено в части наказания, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
В Калужский областной суд с жалобой обратилась директор ООО "Газпроектэкспертиза" Мацокина А.В, ссылаясь на незаконность принятого судебного решения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав законного представителя общества директора Мацокину А.В, поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Учитывая, что данная норма является бланкетной, при описании события административного правонарушения в протоколе в обязательном порядке должны быть указаны государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, которые нарушены лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (часть 1). Данные требования обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (часть 2). Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3).
В настоящее время такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования к охране труда".
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Как следует из материалов дела, Государственная инспекция труда в Калужской области провела проверку соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ООО "Газпроектэкспертиза".
В ходе проверки было установлено, что в нарушение п. 6.2.2.3 Справочника по пластмассовым трубам под редакцией Лауэр Г. и инструкции по эксплуатации экскаватора, работодателем не обеспечены безопасные условия и охрана труда.
В качестве нормативно-правового обоснования допущенных нарушений должностное лицо административного органа и судья районного суда сослались на несоблюдение обществом положений п. 6.2.2.3 Справочника по пластмассовым трубам.
Однако с такими выводами согласиться нельзя, по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рассматривая жалобу директора общества, судья районного суда не рассмотрел вопрос о том, относится ли Справочник по пластмассовым трубам Лауэр Г. и инструкция по эксплуатации экскаватора к числу нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, как это предусмотрено действующим законодательством в данной сфере правоотношений.
Указанные обстоятельства оценки судьи районного суда не получили.
Вместе с тем, ООО "Газпроектэкспертиза" подвергнуто административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Данные существенные нарушения требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с этим решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене, а дело - возвращению в суд на новое рассмотрение, поскольку сроки привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, не истекли.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, принять меры к проверке доводов заявителя, выяснению всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 22 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Газпроектэкспертиза" отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Калужский районный суд Калужской области.
Судья И.Н. Плаксина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.