Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Тришкина С.А, с участием прокурора Бызова А.В, адвоката Головковой Л.В, осужденной Мурашко Е.А.
при секретаре Винокуровой В.В, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе осужденной Мурашко Е.А. на постановление Калужского районного суда Калужской области от 28 мая 2020 года, которым отказано в удовлетворении представления заместителя директора ФСИН России ФИО3 о передаче осужденной к лишению свободы
Мурашко Е.А, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес"
"адрес"
"адрес", судом Российской Федерации для отбывания наказания в Республику Беларусь.
Заслушав объяснения осужденной Мурашко Е.А. посредством видео-конференц-связи и адвоката Головковой Л.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Бызова А.В, полагавшего судебное решение оставить без изменения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
приговором Калужского районного суда Калужской области от 26 ноября 2018 года Мурашко Е.А. осуждена по ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, пп."а", "г" ч.4 ст.228.1УК РФ, ч.2 ст.69 УК РФ к лишению свободы сроком на 10 (десять) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Также этим приговором осуждены Алиев М.Р. и Азимов Ш.Б.
Апелляционным определением Калужского областного суда от 06 марта 2019 года приговор суда в отношении Мурашко Е.А. вступил в законную силу.
В Калужский районный суд Калужской области поступило представление заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации ФИО3 о передаче осужденной Мурашко Е.А. для отбывания наказания в Республику Беларусь, которое постановлением суда оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе осужденная Мурашко Е.А. просит постановление отменить, удовлетворить представление ФСИН России о передаче ее для отбывания наказания в Республику Беларусь, так как она является гражданином этого государства. В основу отказа не могут быть положены данные заместителя начальника УМВД России по "адрес". Компетентные органы Республики Беларусь признали приговор Российской Федерации в отношении нее. Все родственники проживают в Республике Беларусь, она не может воспользоваться свиданиями, а у них нет возможности приехать для встреч с нею, что существенно нарушает условия ее содержания. Она имеет ряд хронических заболеваний, нуждается в консультации специалистов, но не может этого сделать, так как не имеет страхового полиса.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит постановление суда подлежащим отмене, с вынесением нового судебного решения в соответствии со ст.389.23 УПК РФ.
Требованиями ст.469 УПК РФ установлено, что основанием передачи лица, осужденного судом Российской Федерации к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности.
Согласно ст.5 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года, ратифицированной Российской Федерацией 13 октября 2009 года, передача осужденного к лишению свободы может быть осуществлена при наличии следующих условий:
приговор суда об осуждении лица к лишению свободы вступил в законную силу;
имеется ходатайство о передаче со стороны указанных лиц в части 2 статьи 4 настоящей Конвенции;
имеется письменное согласие осужденного или в случае, если осужденный в силу возраста, физического или психического состояния не может свободно выражать свою волю, - согласие его законного представителя;
лицо осуждено за такие деяния, которые по законам Договаривающихся Сторон, осуществляющих прием - передачу, являются преступлениями, влекущими наказание в виде лишения свободы;
на момент получения просьбы о передаче срок лишения свободы, который не отбыт, составляет не менее шести месяцев;
имеется согласие Государства вынесения приговора и Государства исполнения приговора о передаче и приеме осужденного.
Требованиями ст.6 данной Конвенции определено, что передача осужденного не производится, если:
наказание не может быть исполнено на территории Государства исполнения приговора вследствие истечения срока давности или по иному основанию, предусмотренному законодательством этого государства;
на территории Государства исполнения приговора за совершенное деяние он понес наказание или был оправдан, либо дело было прекращено, а равно, если лицо освобождено от наказания компетентным органом этого государства;
это может нанести ущерб интересам Государства вынесения приговора или государства, гражданином которого является осужденный.
В передаче осужденного может быть отказано, если им не возмещен ущерб, нанесенный преступлением.
Правилами ст.471 УПК РФ также предусмотрены основания отказа в передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является.
Отказывая в удовлетворении представления заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации ФИО3 о передаче Мурашко Е.А. для отбывания наказания в Республику Беларусь, суд свои выводы мотивировал тем, что УМВД России по "адрес" и УФСБ России по "адрес" считают передачу осужденной Мурашко Е.А. для отбывания наказания в Республику Беларусь нецелесообразной.
Кроме того, в силу ч.1 ст.71 УК Республики Беларусь при повторности преступлений, не образующих совокупности, окончательное наказание определяется путем поглощения менее строгого наказания более строгим, что не гарантирует в полном объеме исполнение приговора суда Российской Федерации в отношении Мурашко Е.А, которой назначено наказание по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний.
По мнению суда первой инстанции, указанные данные не позволяют достигнуть цели наказания - восстановления социальной справедливости, исправления осужденной и предупреждения совершения новых преступлений.
Эти выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не может признать обоснованными, поскольку они противоречат требованиям Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года, также ст.471 УПК РФ и следующих положений нормативных актов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 5, 36 и 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 года N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания", под несопоставимостью условий и порядка отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы понимаются такие различия в условиях и порядке отбывания наказания в государстве исполнения приговора и в Российской Федерации, которые не позволяют достигнуть цели наказания (ст.43 УК РФ).
Суду в каждом конкретном случае необходимо устанавливать обстоятельства, связанные с порядком и условиями отбывания наказания в государстве исполнения приговора.
Несовпадение в описании отдельных признаков состава преступления, в совершении которого обвиняется лицо, либо в юридической квалификации деяния не является основанием для отказа в выдаче, поскольку оцениваться должны фактические обстоятельства имевшего место деяния и его наказуемость по законам обоих государств.
Из представленных материалов следует, что приговором Калужского районного суда Калужской области от 26 ноября 2018 года Мурашко Е.А. осуждена по ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, пп."а", "г" ч.4 ст.228.1УК РФ, ч.2 ст.69 УК РФ к лишению свободы сроком на 10 (десять) лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Ответственность за преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, пп."а", "г" ч.4 ст.228.1 УК Российской Федерации, предусмотрена в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Ответственность за такое преступление предусмотрена ст.14, ч.4 ст.328 УК Республики Беларусь в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом или без штрафа. Наказание в виде лишения свободы исполняется в исправительной колонии в условиях общего режима.
Таким образом, наказание в виде лишения свободы за каждое преступление, совершенное Мурашко Е.А, является одинаковым по УК Республики Беларусь и по УК Российской Федерации. При этом дополнительное наказание осужденной не назначалось.
При таких обстоятельствах, некоторое несовпадение в законодательстве обоих государств в части назначения наказания по совокупности преступлений (ч.2 ст.71 УК Республики Беларусь и ч.2 ст.69 УК Российской Федерации) не является основанием для отказа в удовлетворении ходатайства.
Также ссылка суда на мнения заместителей начальников УМВД России по "адрес" и УФСБ России по "адрес" о нецелесообразности в передаче осужденной Мурашко Е.А. для отбывания наказания в Республику Беларусь, без обоснования выводов о том, что это может причинить ущерб интересам Государства, как того требует ст.6 указанной Конвенции, не может являться основанием для такого отказа и противоречит требованиям ст.471 УПК РФ.
Согласно приговору суда Российской Федерации и характеристики начальника ФКУ "адрес" УФСИН России по "адрес", осужденная Мурашко Е.А. исполнительных листов не имеет, дополнительное наказание ей не назначалось, акты об амнистии и помиловании к ней не применялись, конец срока отбывания наказания 12 ноября 2027 года. От осужденной имеется письменное заявление о переводе ее для дальнейшего отбывания наказания в Республику Беларусь.
Министерство юстиции Республики Беларусь и Генеральная прокуратура Республики Беларусь сообщило о согласии на передачу осужденной Мурашко Е.А. в Республику Беларусь для дальнейшего отбывания наказания, гарантируя исполнение приговора суда Российской Федерации.
При этом двумя сторонами - Республикой Беларусь и Российской Федерацией в лице их компетентных органов Министерства Юстиции Республики Беларусь, Министерства Юстиции Российской Федерации и Федеральных органов исполнения наказаний соблюдены все условия, предусмотренные ст.469 УПК РФ и Конвенцией о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года, для передачи осужденной Мурашко Е.А. для отбывания наказания в виде лишения свободы в государство, гражданином которого она является.
При таких обстоятельствах постановление суда не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с вынесением нового судебного решения на основании ст.389.23 УПК РФ, которым с учетом представленных материалов и установленных данных суд апелляционной инстанции полагает необходимым удовлетворить представление заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации ФИО3 и передать осужденную Мурашко Е.А. для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в Республику Беларусь, гражданином которой она является.
На основании изложенного, руководствуясь ст.389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Калужского районного суда Калужской области от 28 мая 2020 года в отношении Мурашко Е.А. отменить.
Представление заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) ФИО3 В.Г. удовлетворить.
Передать Мурашко Е.А, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", осужденную 26 ноября 2018 года Калужским районным судом Калужской области по ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, п."а" ч.4 ст.228.1 УК РФ; ч.3 ст.30, пп."а", "г" ч.4 ст.228.1УК РФ, ч.2 ст.69 УК РФ к лишению свободы сроком на 10 (десять) лет, для дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы в Республику Беларусь, гражданином которой она является.
Настоящее апелляционное постановление вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.