Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А, судей Ватолиной Ю.А, Клюевой С.А, при секретарях Седовой О.В, Заморской В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Клюевой С.А. дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 23 января 2020 года по иску Костиной В.Н. к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области о признании незаконным решения и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, УСТАНОВИЛА:
05 декабря 2019 года Костина В.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области (далее - УПФР в городе Калуге Калужской области), просила признать решение УПФР в городе Калуге Калужской области от 11 ноября 2019 года N об отказе в установлении пенсии незаконным и обязать ответчика назначить ей пенсию с даты обращения, ссылаясь на необоснованный отказ ответчика во включении в стаж оспариваемых периодов.
Истица Костина В.Н. и ее представитель Королев П.И. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УПФР в городе Калуге Калужской области Парамонова А.П. исковые требования не признала.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 23 января 2020 года постановлено:
исковые требования Костиной В.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение от 11 ноября 2019 года N и изменения в него, принятые государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Калуге Калужской области в части отказа зачесть Костиной В.Н. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 01 января 1991 года по 10 января 1992 года, с 05 апреля 1994 года по 27 января 1996 года, с 02 июня 1997 года по 08 июля 1997 года, с 18 сентября 1997 года по 10 января 2001 года, с 12 января 2001 года по 01 января 2002 года, с 22 января 2003 года по 13 сентября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 31 мая 2005 года, с 06 июня 2005 года по 10 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 30 сентября 2014 года, с 01 октября 2014 года по 29 января 2016 года, с 08 февраля 2016 года по 08 июня 2017 года и об отказе назначить Костиной В.Н. страховую пенсию по старости.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калуге Калужской области включить Костиной В.Н. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 01 января 1991 года по 10 января 1992 года, с 05 апреля 1994 года по 27 января 1996 года, с 02 июня 1997 года по 08 июля 1997 года, с 18 сентября 1997 года по 10 января 2001 года, с 12 января 2001 года по 01 января 2002 года, с 22 января 2003 года по 13 сентября 2004 года, с 01 февраля 2005 года по 31 мая 2005 года, с 06 июня 2005 года по 10 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 30 сентября 2014 года, с 01 октября 2014 года по 29 января 2016 года, с 08 февраля 2016 года по 08 июня 2017 года и назначить ей с 01 сентября 2019 года страховую пенсию по старости.
В апелляционной жалобе УПФР в городе Калуге Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Костина В.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции 08 июня 2020 года был объявлен перерыв до 16 июня 2020 года.
Выслушав объяснения представителя УПФР в городе "адрес" Белой С.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Костиной В.Н, ее представителя Королева П.И, возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, исследовав дополнительно представленные доказательства, обсудив доводы жалобы и доводы возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Костина В.Н. 30 августа 2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и частью 2 статьи 23 Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Решением УПФР в г. Калуге Калужской области от 11 ноября 2019 года N и изменениями в него Костиной В.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого страхового стажа (9 лет 11 месяцев 13 дней вместо 10 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента (16, 2).
Ответчиком не были засчитаны в страховой стаж периоды работы истца:
с 01 сентября 1979 года по 01 июля 1982 года - обучение в техникуме, поскольку период обучения в техникуме засчитывался в стаж при условии, если ему предшествовала работа;
с 01 января 1991 года по 10 января 1992 года работе в секторе дошкольных и внешкольных учреждений при Минском отделении Бел.ж.д, с 05 апреля 1994 года по 27 января 1994 года работа в домоуправлении МВВИУ, с 02 июня 1997 года по 10 января 2001 года - работа на производственно-коммерческом предприятии "Диринг", с 12 января 2001 года по 30 декабря 2002 года - работа в ООО "Медтест", с 22 января 2003 года по 13 сентября 2004 года - работа у ИП ФИО9, с 01 февраля 2005 года по 31 мая 2005 года - работа в частном производственно-торговом унитарном предприятии "Пожарное дело", с 06 июня 2005 года по 10 июня 2005 года - работа в домоуправлении N Минской КЭЧ, с 01 июля 2005 года по 30 сентября 2014 года - работа в частном производственно-торговом унитарном предприятии "Пожарное дело", с 01 октября 2014 года по 29 января 2016 года - работа в частном торговом унитарном предприятии "Пожарное дело плюс", с 08 февраля 2016 года по 08 июня 2017 года - работа в государственном учреждении образования "Ясли-сад N" г. Минска, поскольку их применение возможно с учетом условий Договора "О сотрудничестве в области социального обеспечения", заключенного между Российской Федерацией и Республикой Беларусь 24 января 2006 года.
Сославшись на подпункт "и" пункта 109 Постановления Совета министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, суд первой инстанции не нашел оснований для включения в страховой стаж периода обучения истца в техникуме с 01 сентября 1979 года по 01 июля 1982 года.
В указанной части решение суда не обжалуется.
Разрешая заявленные истцом требования в остальной части, суд, руководствуясь положениями "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 года "О сотрудничестве в области социального обеспечения", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", принимая во внимание, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов; периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, учитывая, что оспариваемые периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждены Костиной В.Н. трудовой книжкой, соответствующими справками, в том числе об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, пришел к выводу о
частичном удовлетворении иска.
Данные выводы соответствуют обстоятельствам настоящего дела и требованиям закона.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение от 13 марта 1992 года). Республика Беларусь является одной из сторон указанного Соглашения.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
24 января 2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор "О сотрудничестве в области социального обеспечения", вступивший в силу с 29 марта 2007 года (далее Договор от 24 января 2006 года).
Согласно пункту 1 статьи 2 Договора от 24 января 2006 года, договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территории Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпадавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
Согласно положениям части 1 статьи 23 Договора от 24 января 2006 года назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (часть 2 статьи 23 Договора).
В силу пункта 3 статьи 30 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено в соответствии со статьей 59, предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.
Как следует из материалов пенсионного дела, обращаясь в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, Костина В.Н. просила назначить ей пенсию в соответствии с частью 2 статьи 23 Договора от 24 января 2006 года.
При этом в суде апелляционной инстанции Костина В.Н. пояснила, что ответчик ей указал на отсутствие требуемого страхового стажа по части 1 статьи 23 Договора от 24 января 2006 года.
Согласно объяснениям представителя УПФР в г.Калуге Калужской области в суде апелляционной инстанции, истцу было указано на отсутствие требуемого страхового стажа по части 1 статьи 23 Договора от 24 января 2006 года ввиду отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и статье 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" право на страховую пенсию по старости в 2019 году имеют женщины, достигшие возраста 55 лет 6 месяцев, имеющие страховой стаж 10 лет и величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 16, 2 балла.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
В соответствии с распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, предлагается периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) включать в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование (пункт 5).
При этом из материалов пенсионного дела, как и материалов настоящего гражданского дела не следует, что Костиной В.Н. разъяснялось право на назначение пенсии по части 1 статьи 23 Договора от 24 января 2006 года с учетом вышеизложенных обстоятельств.
Согласно информации Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь N 33.35-21/3757, имеющейся в материалах дела, за период с 01 января 2003 года по 21 ноября 2018 года работодателями истца производилась уплата страховых взносов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что ввиду отсутствия у истца полной и необходимой информации о назначении пенсии, зачтенного ответчиком страхового стажа (9 лет 11 месяцев 13 дней), оснований к отказу Костиной В.Н. в назначении и выплате трудовой пенсии по возрасту (старости) по части 1 статьи 23 Договора от 24 января 2006 года не имеется.
Таким образом, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Основанных на доказательствах доводов, которые могли бы являться основанием к отмене решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калуге Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.