Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Ахрамеева С.В, судей Романовой Е.А, Силаевой Т.Г, при секретаре Заморской В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Силаевой Т.Г.
дело по апелляционной жалобе управления городского хозяйства города Калуги на решение Калужского районного суда Калужской области от 13 марта 2020 года по делу по иску Шевелева Д. С. к управлению городского хозяйства города Калуги о возмещении материального ущерба, УСТАНОВИЛА:
20 января 2020 года Шевелев Д.С. обратился в суд с иском к управлению городского хозяйства города Калуги, уточнив исковые требования, просил взыскать ущерб в размере 59 990 руб. 39 коп, расходы по проведению оценки ущерба в размере 6 000 руб, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 999 руб. 71 коп, компенсацию морального вреда 10 000 руб, почтовые расходы 750 руб, расходы по копированию документов в размере 2 160 руб, а также расходы по оплате услуг кадастрового инженера в размере 5 000 руб.
В обоснование требований ссылался на то, что 6 ноября 2019 года на принадлежащий Шевелеву Д.С. автомобиль "1", припаркованный в районе дома N6 по ул. Октябрьской г. Калуги, упало дерево, причинив автомобилю механические повреждения.
Истец Шевелев Д.С. в судебное заседание не явился, его представитель Панфилов А.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика УГХ г. Калуги Егорычева Н.Б. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица МДОУ N 53 "Искорка" г. Калуги в судебное заседание не явился.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 13 марта 2020 года исковые требования удовлетворены, постановлено:
взыскать с управления городского хозяйства города Калуги в пользу Шевелева Д.С. материальный ущерб в размере 59 990 руб. 39 коп, расходы по оценке ущерба - 6 000 руб, расходы по уплате госпошлины - 1 999 руб. 71 коп, почтовые расходы - 750 руб, расходы по копированию документов -2 160 руб, а также расходы по оплате услуг кадастрового инженера - 5 000 руб.
В апелляционной жалобе управлением городского хозяйства города Калуги поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Из дела видно, что 6 ноября 2019 года на принадлежащий Шевелеву Д.С. автомобиль "1", припаркованный в районе дома по адресу: г. Калуга, ул. Октябрьская, д.6, произошло падение дерева, в результате чего автомобилю были причинены механические повреждения.
Данные обстоятельства подтверждаются определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06 ноября 2019 года, фотоматериалами.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что к общему имуществу в многоквартирном доме относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, следует, что в состав общего имущества включается в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Пунктом 3.3 Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга", утвержденных постановлением Городского Головы городского округа "Города Калуга" от 04 августа 2006 года N 204-п, предусмотрено, что юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать уборку земельного участка, принадлежащего им на соответствующем праве, и прилегающей к нему территории.
Исключение составляют собственники помещений в многоквартирных домах, которые обязаны обеспечивать уборку земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета.
В случае если земельный участок не оформлен надлежащим образом, владельцы объектов благоустройства, а также уполномоченные ими на содержание данных объектов лица обязаны обеспечивать уборку прилегающей к объекту благоустройства территории в порядке, установленном настоящими Правилами (пункт 3.4 Правил).
В соответствии с пунктом 3.5 Правил все владельцы объектов благоустройства убирают прилегающие к принадлежащим им объектам благоустройства территории на расстоянии в пределах 25 метров по периметру от границ земельного участка, принадлежащего им на соответствующем праве.
Подпунктом "б" пункта 3.2 указанных Правил предусмотрено, что Городская Управа города Калуги в лице специально уполномоченного органа за счет средств бюджета города обеспечивает содержание объектов благоустройства, являющихся собственностью муниципального образования "Город Калуга", а также иных объектов благоустройства, находящихся на территории муниципального образования "Город Калуга", до определения их принадлежности и оформления права собственности.
Из материалов дела следует, что земельный участок под домом N 6 по ул. Октябрьской г.Калуги сформирован, поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером "96", земельный участок, относящийся к территории детского сада МДОУ N 53 "Искорка" г. Калуги также сформирован, поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером "25".
В дело представлено заключение кадастрового инженера с планом- схемой расположения земельных участков, из которого следует, что дерево, упавшее на автомобиль истца, произрастало на территории общего пользования, то есть за пределами земельного участка, сформированного под многоквартирным домом N 6 по ул. Октябрьской г. Калуги с кадастровым номером "33" и за забором земельного участка с кадастровым номером "25", относящегося к территории детского сада МДОУ N 53 "Искорка" г. Калуги
Данные обстоятельства также подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями, схемой кадастрового инженера.
Как следует из акта, составленного представителем управления городского хозяйства города Калуги от 14 февраля 2020 года, в районе дома N6 по ул. Октябрьской г. Калуги произрастало дерево породы тополь (дерево сухое, имеющее стволовую гниль) на расстоянии 8 метров от торцевой части дома и 6 метров от места расположения автомобиля истца.
Для определения размера ущерба Шевелев Д.С. обратился к индивидуальному предпринимателю ФИО7, согласно отчету которого стоимость восстановительного ремонта автомобиля составляет 129 286 руб, рыночная стоимость автомобиля составляет 83 156 руб. 67 коп, стоимость годных остатков составляет 23 166 руб. 28 коп, 6 000 руб. было уплачено за оценку.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины.
Пунктом 7.4 Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга", утвержденных постановлением Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 04 августа 2006 года N 204-п, предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие уборку территорий, обязаны обеспечить сохранность расположенных на них зеленых насаждений, а также осуществлять систематический уход за ними, обеспечивая в течение вегетационного периода рыхление грунта, прополку, покос трав, посадку газонов и цветов, обрезку деревьев и кустарников, удаление в установленном порядке признанных сухостойными или больными деревьев, полив и другие необходимые мероприятия по содержанию зеленых насаждений.
Пунктом 3.6 Правил предусмотрено, что в случае совпадения границ прилегающих территорий и иных случаях, не урегулированных настоящими Правилами, конкретные границы прилегающих территорий определяются уполномоченными органами Городской Управы города Калуги в сфере городского хозяйства путем составления паспорта (схемы) благоустройства объекта.
Паспорт (схема) благоустройства объекта составляется в двух экземплярах. Один экземпляр паспорта (схемы) благоустройства объекта передается владельцу объекта благоустройства, второй остается у уполномоченного органа Городской Управы города Калуги в сфере городского хозяйства.
В соответствии с пунктами 5, 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории городского поселения, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения.
В силу пунктов 3.6, 3.7, 3.10, 3.22 Положения об управлении городского хозяйства города Калуги, утвержденного постановлением Городского Головы города Калуги от 7 июля 2005 года N 209-п, названное управление организует благоустройство и озеленение территории муниципального образования "Город Калуга", в том числе организует мероприятия по озеленению, содержанию зеленых насаждений; организует и осуществляет контроль на территории муниципального образования "Город Калуга" за состоянием зеленых насаждений.
Ответчиком не указано, что паспорт (схема) благоустройства объекта, возлагающий обязанность по уборке земельного участка, на котором произрастало дерево, уполномоченным органом Городской Управы города Калуги в сфере городского хозяйства выдавались.
Учитывая установленные обстоятельства, свидетельствующие о том, что упавшее дерево произрастало за границами земельных участков, сформированных под многоквартирным домом и территорией детского сада, на земельном участке, находящемся в публичной собственности, а ответчиком управлением городского хозяйства г. Калуги не были представлены доказательства отсутствия вины в причинении ущерба истцу, решение суда следует признать правильным.
Доводы, содержащиеся в жалобе, о несогласии с суммой ущерба несостоятельны, поскольку доказательств, опровергающих представленный истцом в обоснование требований отчет, ответчиком не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 13 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления городского хозяйства города Калуги - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.