Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Амеличевой С.А, судей Евсютиной Е.И. и Сычева Ю.В, при секретаре Морозовой Ю.С, с участием прокурора Бисиркиной И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сычева Ю.В. дело по апелляционной жалобе Копытовой О.А. на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 24 декабря 2019 года по административному исковому заявлению председателя инициативной группы по проведению местного референдума Копытовой Оксаны Александровны к Районному Собранию представителей Юхновского района Калужской области, Территориальной избирательной комиссии Юхновского района Калужской области об оспаривании решений, УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2019 года Копытова О.А, являясь председателем инициативной группы по проведению местного референдума, обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение Районного Собрания представителей муниципального образования муниципального района "Юхновский район" от 07 октября 2019 года N 254 и решение Территориальной избирательной комиссии Юхновского района Калужской области от 17 октября 2019 года N 335/95-4.
В обоснование заявленных требований Копытова О.А. указала, что 06 сентября 2019 года она вместе с другими членами инициативной группы подали в Территориальную избирательную комиссию Юхновского района Калужской области ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Юхновского района Калужской области, на который предложили вынести вопрос "Согласны ли Вы с реорганизацией МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" и МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" города Юхнова?". Решением от 18 сентября 2019 года Территориальная избирательная комиссия Юхновского района Калужской области направила представленные инициативной группой документы в Районное Собрание представителей Юхновского района. Решением районного Собрания представителей Юхновского района от 07 октября 2019 года N 254 вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на референдум, признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Следствием чего, Территориальной избирательной комиссией Юхновского района Калужской области 17 октября 2019 года было вынесено решение N 335/95-4, которым отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Юхновского района Калужской области по вопросу ""Согласны ли Вы с реорганизацией МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" и МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" города Юхнова?". Считает данные решения не основанными на действующем законодательстве и нарушающими права населения Юхновского района Калужской области по решению вопросов местного значения путем проведения референдума.
Копытова О.А. и ее представитель по доверенности Кузнецов Н.Н. в судебном заседании требования административного иска поддержали.
Представитель Районного Собрания представителей Юхновского района Калужской области по доверенности Кудрявцева В.А, а также представитель Территориальной избирательной комиссии Юхновского района Калужской области по довереннсти Абашина Н.В, возражали против удовлетворения требований административного иска, ссылаясь на соответствие действующему законодательству оспариваемых решений.
Заинтересованные лица Юдина Л.В. и Дюков С.В. полагали, что требования административного иска подлежат удовлетворению.
Представитель заинтересованного ли - администрации муниципального образования муниципального района "Юхновский район" Калужской области, по доверенности Гринева Л.Ю. возражала против удовлетворения требований административного иска.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица - Избирательной комиссии Калужской области, извещенного о времени и месте судебного заседания, заявившего ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 24 декабря 2019 года в удовлетворении указанного административного искового заявления председателя инициативной группы по проведению местного референдума Копытовой О.А. было отказано.
В апелляционной жалобе Копытовой О.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее от административных ответчиков, выслушав прокурора Калужской областной прокуратуры Бисиркину И.И, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 сентября 2019 года в Территориальную избирательную комиссию Юхновского района Калужской области обратилась группа граждан, в том числе Копытова О.А, с ходатайством о регистрации их инициативной группы по проведению местного референдума на территории Юхновского района Калужской области, на который предложила вынести вопрос: "Согласны ли Вы с реорганизацией МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" и МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" города Юхнова?".
Решением от 18 сентября 2019 года N 332/93-4 Территориальная избирательная комиссия Юхновского района направила представленные инициативной группой документы в Районное Собрание представителей муниципального образования муниципального района "Юхновский район".
Решением Районного Собрания представителей муниципального района "Юхновский район" от 07 октября 2019 года N 254 постановлено: признать выносимый на местный референдум на территории муниципального образования "Юхновский район" Калужской области вопрос: "Согласны ли вы с реорганизацией МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" и МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N2" города Юхнова? несоответствующим требованиям части 3 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 3 статьи 2 Закона Калужской области "О референдуме Калужской области и местных референдумах в Калужской области".
Решением Территориальной избирательной комиссии Юхновского района Калужской области от 17 октября 2019 года N 335/95-4 отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Юхновского района Калужской области по вопросу: "Согласны ли Вы с реорганизацией МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" и МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2" города Юхнова?".
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пунктом 3 статьи 2 Закона Калужской области "О референдуме Калужской области и местных референдумах в Калужской области" предусмотрено, что на местный референдум могут быть внесены только вопросы местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Как следует из пункта 6 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 1 статьи 3 Закона Калужской области "О референдуме Калужской области и местных референдумах в Калужской области" вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен ст. 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и предусматривает, что избирательная комиссия соответствующего уровня, действующая со дня обращения инициативной группы в качестве комиссии референдума, направляет ходатайство по проведению референдума и приложенные к нему документы в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования, при этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов. Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 названного Федерального закона, комиссия референдума отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Разрешая административное дело и отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным решения Районного Собрания представителей МО МР "Юхновский район" от 07 октября 2019 года N 254, суд первой инстанции учел положения статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которой предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения, и что вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству, соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования.
Согласно статье 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (ч.10).
Проанализировав предложенный заявителем вопрос, суд по изложенным в решении мотивам, которые являются правильными, основанными на действующем законодательстве, регулирующем спорные правоотношения, обоснованно признал, что его вынесение на местный референдум будет противоречить законодательству Российской Федерации, а потому он не может быть вынесен на местный референдум.
Следует также учесть, что вступившим 12 февраля 2020 года в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года отказано в удовлетворении административного иска Кишиневских Д.И, Кишиневских Н.В, Ивановой Е.М, Новиковой Н.М, Гапенковой Е.Б, Пашун С.И. к администрации муниципального района "Юхновский район" Калужской области о признании незаконным постановления Главы Администрации муниципального района "Юхновский район" Калужской области от 29 мая 2019 года N 193 о реорганизации муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" города Юхнов Юхновского района Калужской области в форме присоединения к нему муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" города Юхнов Юхновского района Калужской области.
Данным решением суда подтверждена законность изданного администрацией муниципального района "Юхновский район" Калужской области постановления о реорганизации муниципального казенного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" города Юхнов Юхновского района Калужской области в форме присоединения к нему муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" города Юхнов Юхновского района Калужской области.
Установив, что вопрос, который заявителем предлагалось вынести на местный референдум, признан представительным органом местного самоуправления - Районным Собранием представителей МО МР "Юхновский район", не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации", суд первой инстанции правильно указал, что у Территориальной избирательной комиссии Юхновского района возникла установленная законом обязанность отказать инициативной группе по проведению референдума в регистрации, в связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении требования административного истца о признании незаконным решения Территориальной избирательной комиссии Юхновского района от 17 октября 2019 года N 335/95-4.
Таким образом, оспариваемые решения представительного органа местного самоуправления и территориальной избирательной комиссии приняты в пределах предоставленных полномочий, соответствуют требованиям действующего законодательства, прав и свобод административного истца не нарушают.
Доводы апелляционной жалобы Копытовой О.А. не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Копытовой О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.