Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Сычева Ю.В, судей Евсютиной Е.И, Коротковой И.Д, при ведении протокола судебного заседании по поручению председательствующего помощником судьи Шергиной Т.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евсютиной Е.И. дело по апелляционной жалобе Кожиной Ираиды Федоровны на решение Калужского районного суда Калужской области от 03 марта 2020 года по административному исковому заявлению Кожиной Ираиды Федоровны к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, Городской Управе города Калуги об оспаривании заключения городской межведомственной комиссии и постановления о его утверждении, УСТАНОВИЛ:
18 декабря 2019 года Кожина И.Ф. обратилась в суд с указанным выше административным иском, в котором, уточнив требования административного иска, просила признать незаконным и отменить постановление Городской Управы города Калуги от 15 июля 2016 года N 8517-пи "Об утверждении решения межведомственной комиссии" и утвержденное указанным постановлением заключение городской межведомственной комиссии от 12 июля 2016 года N 1592 о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 45 аварийным и подлежащим реконструкции.
В обоснование доводов указала, что является нанимателем квартиры N 1 в указанном жилом доме. Об оспариваемом решении о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции узнала в декабре 2019 года. Заключение основано на не достоверном и не объективном техническом заключении, подготовленном ООО СППО "Реставрация", в связи с чем оспариваемое заключение не может являться законным.
Кожина И.Ф. и ее представитель Башта Д.И. в судебном заседании требования административного иска поддержали.
Представитель Городской Управы города Калуги, Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги (далее - УЖКХ г. Калуги) Яковенко Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска.
Представитель заинтересованного лица ООО СНПО "Реставрация" Халявина Е.В, заинтересованные лица Балашова Г.В, Катков Л.М, Ершов И.И, Щитов В.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований административного иска.
Представитель заинтересованного лица МБУ "СЖО", заинтересованные лица Бунаков А.В, Захаров А.В, будучи уведомлены о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 03 марта 2020 года в удовлетворении требований административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Кожиной И.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении требований административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Кожиной И.Ф, ее представителя Козлова П.Л, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административных ответчиков Яковенко Т.А, представителя ООО СНПО "Реставрация" Халявину Е.В, заинтересованных лиц Каткова Л.М, Ершова И.И, Щитова В.Н, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 (далее - Положение).
Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Из указанной правовой нормы следует, что решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В силу пункта 45 Положения рассмотрение вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания осуществляется межведомственной комиссией на основании заявления собственника такого жилого помещения. Также установлен перечень документов, предоставляемых в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
По смыслу пункта 52 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, которое наряду с заключением межведомственной комиссии может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания необходимо наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В силу пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 45 по ул. Достоевского г. Калуги является выявленным объектом культурного наследия, расположенным на территории городского округа "Город Калуга" ("жилой дом ХIХ века"), 1880 года постройки.
Кожина И.Ф. на основании договора социального найма жилого помещения от 15 ноября 2018 года и дополнительного соглашения к нему от 31 октября 2019 года является нанимателем квартиры 1 дома 45 по ул. Достоевского г. Калуги. В качестве члена ее семьи в договор социального найма включен сын - Караневский Р.А, признанный недееспособным, его опекуном назначена Кожина И.Ф.
Согласно выпискам из ЕГРН в указанном жилом доме расположены жилые помещения (квартиры), принадлежащие на праве собственности Балашовой Г.Б. и Каткову Л.М. (кв. N3), Захарову А.В. (кв. N 4, 5, 6, 7, номера на поэтажном плане 3, 12, 13, 19), Ершову И.И. (кв. N7, номер на поэтажном плане 8), Щитову В.Н. (жилое помещение 5, квартиры 4, 5, 6, 7, 5а), нежилое помещение площадью 39, 4 кв.м, принадлежащее Бунакову А.В, а также муниципальному образованию "Город Калуга".
Управление многоквартирным домом по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 45 осуществляет муниципальное бюджетное учреждение "Служба жилищного обеспечения" на основании договора от 17 сентября 2019 года.
Постановлением городской Управы города Калуги от 10 апреля 2015 года N 4358-пи "О создании городской межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", с учетом постановлений Городской Управы о внесении изменений в указанное постановление от 16 февраля 2016 года N 1600-пи, 23 января 2017 года N 431-пи, 31 мая 2017 года N 6094-пи, 22 августа 2017 года N 10027-пи, 03 ноября 2017 года N 12915-пи, 12 января 2018 года N 49-пи, 21 февраля 2018 года N 1584-пи, 01 июня 2018 года N 5649-пи, 09 ноября 2018 года N 11812-пи, 07 ноября 2019 года N 11594-пи была создана межведомственная комиссия, в состав которой включены должностные лица Городской Управы города Калуги, УЖКХ г. Калуги, Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги, Управления Росреестра по Калужской области, Приокского управления Ростехнадзора, Управления Роспотребнадзора по Калужской области, Главного управления МЧС по Калужской области, Жилищной инспекции Калужской области, филиала КП "БТИ" Калужской области.
Жители дома N 45 по ул. Достоевского г. Калуги Щитов В.Н, Катков Л.М, Смычкова Е.А, 02 ноября 2015 года обращались к начальнику УЖКХ г. Калуги с заявлением о проведении обследования жилого дома, в котором они проживают, проведении в нем капитального ремонта и расселением жильцов, в связи с тем, что состояние дома создает угрозу для жизни проживающих в нем лиц.
Заключением городской межведомственной комиссии от 12 июля 2016 года N 1592 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 45 признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Указанное заключение составлено по результатам рассмотрения заявления УЖКХ г. Калуги от 23 июня 2016 года N 5050/17-16, выписок из реестра муниципального имущества муниципального образования "Город Калуга" от 12 июля 2016 года N 768, 770, 771; оригинала технического заключения ООО СНПО "Реставрация" по обследованию состояния строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 45, выполненного в 2016 году.
Городской межведомственной комиссией установлено, что основные несущие конструктивные элементы указанного двухэтажного кирпичного жилого дома 1880 года постройки находятся в аварийном состоянии, имеют значительный физический износ. Выявлены массовые прогрессирующие разрушения кирпичной кладки цоколя и наружных стен здания, трещины и разрушения в штукатурном слое внутренних стен и перегородок. Наблюдаются продольные и поперечные трещины чердачного и междуэтажного перекрытий; износ деревянной лестницы, поражение гнилью, плесенью и грибком древесины элементов крыши. Зафиксировано аварийное состояние полов, дверных и оконных блоков. Физический износ системы электроснабжения, системы холодного водоснабжения и канализации, системы центрального отопления.
Дом N 45 по ул. Достоевского г. Калуги является выявленным объектом культурного наследия, расположенным на территории городского округа "Город Калуга" (жилой дом ХIХ века). На основании приказа научно-производственного центра по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры от 18 января 1994 N 2-с "Об утверждении списка вновь выявленных памятников истории и культуры" и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 15 июля 2016 года N 8517-пи "Об утверждении решения городской межведомственной комиссии" многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, дом N 45 признан аварийным и подлежащим реконструкции, установлено, что отселение физических и юридических лиц осуществляется в срок до 12 июля 2019 года.
Постановлением Правительства Калужской области от 25 марта 2019 года N 170 "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Калужской области на 2019-2025 годы" планируемая дата окончания переселения многоквартирного дома по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 45 указана 31 декабря 2024 года.
Разрешая требования административного иска и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к обоснованному выводу, что постановление Городской Управы города Калуги от 15 июля 2016 года N 8517-пи "Об утверждении решения межведомственной комиссии" и утвержденное указанным постановлением заключение городской межведомственной комиссии от 12 июля 2016 года N 1592 о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Достоевского, д. 45 аварийным и подлежащим реконструкции, приняты уполномоченными органами в пределах предоставленных им полномочий с соблюдением процедуры оценки жилого помещения.
Заключение принято надлежащим органом - городской межведомственной комиссией в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий, выводы сделаны с учетом требований Положения, с учетом степени и категории технического состояния основных строительных конструкций жилого дома, большим физическим износом несущих конструкций здания, приводящих к недопустимому понижению уровня надежности здания, прочности строительных конструкций.
Решение суда содержит мотивированный вывод о признании законным и обоснованным технического заключения ООО СНПО "Реставрация", на основании которого было принято оспариваемое заключение городской межведомственной комиссии, дана оценка представленной Кожиной И.Ф. рецензии ООО "Проектно-сметное бюро" на указанное выше техническое заключение.
Суд первой инстанции на основании представленных доказательств, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения судебной строительно-технической экспертизы для определения технического состояния жилого дома.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что обжалуемые акты соответствуют требованиям действующего законодательства, и не нарушают права и законные интересы административного истца.
Кроме того, судом сделан вывод, что о вынесении оспариваемого постановления Кожиной И.Ф. стало известно из письменного ответа Управления экономики и имущественных отношений города Калуги от 08 ноября 2019 года. Иные доказательства, опровергающие данные доводы, в материалах дела отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие, по сути, доводы, приводимые Кожиной И.Ф. в обоснование административного иска, которым дана надлежащая, полная и мотивированная оценка в решении суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенного и не могут повлечь за собой отмену состоявшегося по делу судебного акта.
При рассмотрении дела судом нарушений норм процессуального законодательства не допущено. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 03 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожиной Ираиды Федоровны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.