Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Самойленко А.И, судей: Великановой А.В, Новикова М.Ю, при секретаре Орловой М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5658/2020 по апелляционной жалобе законного представителя ответчика - ФИО11 на решение 26 гарнизонного военного суда от 6 июля 2020 г, которым удовлетворено исковое заявление Тулеевой Лиды Нагиевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Новикова М.Ю, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Тулеева, 5 июля 1970 г. рождения, является гражданкой Республики Казахстан, с 11 июля 2017 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес" С 16 октября 2002 года она зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации с присвоением страхового номера.
27 марта 2020 г. Тулеева обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по г. Байконур от 8 июня 2020 г. N 5340/20 Тулеевой в этом отказано, поскольку у нее недостаточно стажа, дающего право на досрочное назначение данной пенсии в связи с педагогической деятельностью. В обоснование принятого решения отмечено, что фактический стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, на 9 августа 2015 г. составляет 20 лет 10 месяцев и 21 день. При этом в этот стаж не были включены периоды ее работы "данные изъяты" с 10 августа 2015 г. по 27 марта 2019 г, так как институт досрочных пенсий за педагогическую деятельность в учреждениях для детей отменен на территории Республики Казахстан с 26 июля 1996 г, а также по периодам с 1 по 31 июля 2017 г, с 1 по 31 июля 2018 г, с 1 по 31 июля 2019 г. отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан в обороте по транзитным счетам вкладчика (без учета инвестиционного дохода).
Тулеева обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила отменить указанное решение ОПФР по г. Байконур от 8 июня 2020 г. об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости за выслугу лет, обязать названное учреждение включить в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение упомянутой пенсии, периоды ее работы в должности учителя с 10 августа 2015 г. по 27 марта 2020 г. Кроме того, она просила обязать ОПФР по г. Байконур назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента подачи заявления.
Решением суда первой инстанции исковое заявление Тулеевой удовлетворено.
Суд признал незаконным отказ ОПФР по г. Байконур от 8 июня 2020 г. N N в части, касающейся отказа Тулеевой в зачёте в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости, периода осуществления педагогической деятельности с 10 августа 2015 г. по 27 марта 2020 г, обязал ОПФР по г. Байконур включить Тулеевой указанный период в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и назначить ей страховую пенсию по старости с 27 марта 2020 г. Кроме того, с ОПФР по г. Байконур в пользу Тулеевой были взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе заместитель управляющего ОПФР по г. Байконур ФИО12 не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на нормативные правовые акты, регламентирующие порядок назначения страховой пенсии по старости лицам в связи с их педагогической деятельностью, указывает, что спорный период работы Тулеевой в должности учителя не может быть включён в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как с 26 июля 1996 г. в Республике Казахстан отменен институт досрочной пенсии педагогическим работникам, а порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок пенсионного обеспечения граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории г. Байконур, урегулирован Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Москва, 23 декабря 1995 г.) и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан (Алма-Ата, 27 апреля 1996 г.).
Согласно этим международным правовым нормам город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды, на период которой в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан. Жителем города Байконур признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации города Байконур.
Пенсионное обеспечение жителей города Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации. Выплата пенсий производится в российских рублях. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения. Финансирование выплаты пенсий жителям города Байконур, назначенных (пересчитанных) в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальные органы).
В силу ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с этим Федеральным законом, являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Согласно п. 19 ч. 1, чч. 1.1 - 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи. Страховая пенсия по старости указанным лицам назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список 1);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", (далее - Список 2) с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", (далее - Список 3) с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее - Перечень), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно пункту 1 раздела "Наименование должностей" и пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка 1 работа в должности "учитель" общеобразовательного учреждения "школы всех наименований" является основанием для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность.
В Список 2 включены учителя начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
Список 3 включает в себя учителей школ и школ - интернатов всех типов и наименований.
В Перечне предусмотрены учителя начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ, независимо от их наименования.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно пп. 11 и 58 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. При отсутствии волеизъявления застрахованного лица орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, применяет указанные правила подсчета стажа, если без их применения право на страховую пенсию не возникает.
В соответствии с п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как усматривается из материалов дела, гражданка Республики Казахстан Тулеева зарегистрирована по месту пребывания в г. Байконур Республики Казахстан, следовательно, она подлежит пенсионному обеспечению по нормам законодательства Российской Федерации.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что период с 10 августа 2015 г. по 27 марта 2020 г, когда Тулеева работала в должности учителя английского языка в средней школе N 274, подлежит включению в стаж Тулеевой, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости. При этом отмена с 26 июля 1996 г. на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий за педагогическую деятельность в учреждениях для детей не может свидетельствовать об обратном, поскольку при исчислении соответствующего стажа подлежит применению законодательство Российской Федерации.
Разрешая требования истца в части отказа зачета в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов работы истца, по которым отсутствуют сведения об уплате страховых взносов в пенсионный фонд Республики Казахстан, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно разъяснениям, данным в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
При таких обстоятельствах и учитывая, что по состоянию на 27 марта 2020 г. у истца, осуществляющей педагогическую деятельность, наступил необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости - 25 лет, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика назначить Тулеевой с момента ее обращения в ОПРФ по г. Байконур, то есть с 27 марта 2020 г. При этом судом были учтены положения п. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 6 июля 2020 г. по исковому заявлению Тулеевой Лиды Нагиевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу законного представителя ответчика ФИО13 без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.