Судебная коллегия по гражданским делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Самойленко А.И, судей:
Великановой А.В, Новикова М.Ю, при секретаре Орловой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4908/2020 по апелляционной жалобе ответчика на решение 26 гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 г, которым частично удовлетворён иск Жетруовой Гульнар Звайрахановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур (далее - ОПФР по г. Байконур) о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Великановой А.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Жетруова, являющаяся гражданкой "данные изъяты", проживает в "адрес". Решением ОПФР по г. Байконур от 13 мая 2020 г. N (с учётом дополнений, внесённых решением от 17 июня 2020 г.) истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании её заявления от 4 февраля 2020 г. Пенсионный орган исходил из того, что в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, не могут быть включены периоды работы истца: с 20 августа 1994 г. по 31 августа 2003 г. на должности "данные изъяты" в "Средней школе N N" пос. Тюра-Там Кзыл-Ординской области; с 15 по 31 августа 2015 г. на должности "данные изъяты" в Коммунальном государственном учреждении "Средняя школа N N Карамакшинского районного отдела образования" г. Байконур (далее - школа N N) и с 1 сентября 2015 г. по 31 августа 2017 г. на должности "данные изъяты" в Коммунальном государственном учреждении "Средняя школа N N Карамакшинского районного отдела образования" г. Байконур (далее - школа N N) ввиду отсутствия в архивной справке сведений о начислении заработной платы, сведений об уплате страховых взносов, а также в связи с отменой в Республике Казахстан с 26 июля 1996 г. института досрочных пенсий за педагогическую деятельность.
Полагая свои права нарушенными, Жетруова обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение ОПФР по г. Байконур от 13 мая 2020 г. N N (с дополнениями от 17 июня 2020 г.) и обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, указанные периоды работы, назначив пенсию досрочно с момента возникновения права.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Суд признал незаконным решение ОПФР по г. Байконур от 13 мая 2020 г. N N (с дополнениями от 17 июня 2020 г.) в части отказа Жетруовой во включении в специальный (педагогический) стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца с 1 апреля 1998 г. по 31 августа 2003 г. на должности "данные изъяты" в "Средней школе N N" пос. Тюра-Там Кзыл-Ординской области, с 15 по 31 августа 2015 г. на должности "данные изъяты" в школе N N и с 1 сентября 2015 г. по 31 августа 2017 г. на должности "данные изъяты" в школе N N и обязал ответчика включить указанные периоды в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В удовлетворении иска в части требований о включении в специальный стаж Жетруовой периода работы с 20 августа 1994 г. по 31 марта 1998 г. и о возложении на ОПФР по г. Байконур обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права суд отказал.
В апелляционной жалобе ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г, положения пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", указывает, что суд, включив периоды трудовой деятельности истца, имевшие место на территории Республики Казахстан, в специальный стаж, дающий прав на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, дал неверную оценку обстоятельствам дела, что существенно повлияло на решение суда.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьями 1 и 4 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 г. город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" г. Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Жителем г. Байконур признается гражданин Российской Федерации или гражданин Республики Казахстан, проживающий на территории города и зарегистрированный (прописанный) в администрации г. Байконур.
В силу статей 6 и 7 названного Соглашения под администрацией г. Байконур понимаются органы исполнительной власти, действующие под непосредственным руководством главы этой администрации, который координирует, в том числе деятельность правоохранительных органов.
Исходя из положений статей 1, 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан, заключённого в г. Алма-Ате 27 апреля 1996 г, пенсионное обеспечение жителей г. Байконур, производится по нормам законодательства Российской Федерации. При этом под жителями г. Байконур понимаются граждане Российской Федерации, граждане Республики Казахстан, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие в г. Байконур.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу названного Соглашения.
Статьями 1, 5-8, 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из копий удостоверения личности истца и адресной справки отделения по вопросам миграции УМВД России на комплексе "Байконур" (л.д. 6) следует, что Жетруова, 14 сентября 1972 года рождения, является гражданкой "данные изъяты" и постоянно проживает в "адрес".
При таких данных суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что, учитывая особый статус г. Байконур и режима проживания в нём граждан Республики Казахстан и принимая во внимание, что истец фактически проживает на территории г. Байконур, она обоснованно обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Правильным является и вывод гарнизонного военного суда о том, что отмена на территории Республики Казахстан института досрочных пенсий лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, не может служить основанием для отказа Жетруовой во включении спорных периодов работы на должности "данные изъяты" в специальный стаж, дающий право на досрочное назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а именно имеют соответствующие возраст, страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются, в том числе:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённый постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Оценив имеющиеся в деле доказательства: копию трудовой книжки (л.д. 61-68), справку КГУ "Средняя школа N N" Кармакшинского районного отдела образования от 18 июня 2020 г. N N (л.д. 84), справку школы N N от 19 июня 2020 г. N N (л.д. 85), справки о заработной плате (л.д. 86-87), копии тарификационных списков (л.д. 89-90), справку КГУ "Школа-гимназия N N" (л.д. 92-93), а также архивные сведения о работе истца в период с 1992 по 2015 год (л.д. 82-83, 91, 94-159), и, руководствуясь приведёнными нормами права, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Жетруова в периоды с 1 апреля 1998 г. по 31 августа 2003 г, с 15 по 31 августа 2015 г. и с 1 сентября 2015 г. по 31 августа 2017 г. осуществляла педагогическую деятельность в должностях и в учреждениях ("данные изъяты"), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Правильно суд оценил и обстоятельства, связанные с отсутствием сведений о перечислении в спорные периоды страховых взносов в отношении истца.
В силу пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учёта страховых взносов, включаемых в расчётный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой" и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
При таких данных решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба ответчика по изложенным основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение 26 гарнизонного военного суда от 8 июля 2020 г. по иску Жетруовой Гульнар Звайрахановны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Байконур оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.