Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тюмина С.Ю, судей: Богдашова Д.А, Лаврентьева В.В, с участием помощника судьи Скакун О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-32/2020 по апелляционной жалобе начальника отделения (территориального, г. Калуга) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение) на решение Калужского гарнизонного военного суда от 05 июня 2020 года, согласно которому удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Сафошиной Натальи Владимировны об оспаривании действий начальника отделения, связанных с признанием нуждающимся в получении жилья.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Сафошина заключила первый контракт о прохождении военной службы в апреле 1994 года и имеет общую продолжительность военной службы более 25 лет. В октябре 2000 года ее мужу ФИО9 была предоставлена квартира в городе "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, на состав семьи три человека (он, жена и дочь). В июне 2009 года брак между Сафошиным Е.И. и административным истцом расторгнут, а в марте 2010 года она снялась с регистрационного учета по адресу данной квартиры и зарегистрировалась при воинской части в том же населенном пункте, где в то время проходила военную службу. В 2013 году квартира, в которой она ранее проживала, была передана органами местного самоуправления в собственность ее дочери. В ней зарегистрированы дочь и бывший муж истца. С 2014 года по настоящее время Сафошина проживает в общежитии, которое ей было предоставлено органом военного управления по месту службы в этом же населенном пункте. Иного жилья она не имеет.
Решением начальника отделения от 16 марта 20202 года N 40-22/07 Сафошиной отказано в признании нуждающейся в получении жилья, так как ранее ее супругу предоставлялась двухкомнатная квартира на состав семьи 3 человека, в том числе на административного истца, общей площадью "данные изъяты" кв.м.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил суд обязать начальника отделения отменить вышеуказанное решение и повторно рассмотреть ее документы.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Сафошиной удовлетворил.
В апелляционной жалобе административный ответчик, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы, излагая обстоятельства административного дела, указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела.
В обоснование этого полагает, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Обращает внимание, что Сафошина на момент обеспечения постоянным жилым помещением с супругом являлась военнослужащим и имела календарную выслугу более 5 лет, соответственно, имела право на самостоятельное обеспечение жильем и реализовала его, лично дав согласие на обеспечение. Поскольку она распорядилась ранее полученным от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не может это жилье сдать в установленном порядке, соответственно, она не имеет права на повторное получение жилого помещения в порядке, определенном статьей 15 Закона, даже по истечению срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Считает, что утверждение суда о вынужденной утрате истцом права пользования квартирой полученной её супругом от Минобороны России, в том числе и на истца, по семейным обстоятельствам, не доказано. Решение выселиться и быть исключенной из договора социального найма, и как следствие не принимать участие в приватизации, принималось истцом самостоятельно и добровольно, без давления или судебных требований со стороны членов семьи. Указанные действия истца могут быть расценены как действия, соответствующие п. 1 ст. 10 ГК РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет средств федерального бюджета. При этом, в соответствии с абзацами тринадцатым и четырнадцатым п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом. При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как видно из материалов административного дела, Сафошина, ранее обеспеченная жилым помещением в составе семьи другого военнослужащего (своего супруга), в марте 2010 года снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по адресу воинской части, чем ухудшила свои жилищные условия. В марте 2015 года пятилетний срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ, истек. С 2014 года по настоящее время она проживает в общежитии, которое ей было предоставлено органом военного управления по месту службы в этом же населенном пункте. Иного жилья она не имеет.
Указанные обстоятельства, как верно указал суд первой инстанции, свидетельствуют о том, что административный истец в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относится к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В связи с чем гарнизонный военный суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение начальника отделения является незаконным и обоснованно удовлетворил административное исковое заявление Сафошиной.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калужского гарнизонного военного суда от 05 июня 2020 года по административному исковому заявлению Сафошиной Натальи Владимировны оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника отделения (территориального, г. Калуга) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
"Подписи"
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.