Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Яшиной И.В.
судей
Савельевой Т.Ю.Хвещенко Е.Р.
при секретаре
Кулинич Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 августа 2020 года гражданское дело N 2-4365/2019 по апелляционной жалобе Администрации Калининского района Санкт-Петербурга на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2019 года по иску Природоохранного Прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Калининского района Санкт - Петербурга об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Яшиной И.В, выслушав объяснения представителя истца Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга - прокурора Амелькович Е.С, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Природоохранный Прокурор Санкт-Петербурга обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, в котором после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в Калининском районе Санкт-Петербурга с земельных участков, расположенных по адресам: юго-западнее "адрес", северо-западнее "адрес", восточнее "адрес".
В обоснование заявленных требований истец указал, что Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка по факту размещения отходов на территории общего пользования Калининского района: юго-западнее "адрес", северо-западнее "адрес", восточнее "адрес", в ходе которой установлено, что на землях общего пользования Калининского района по вышеуказанным адресам расположены несанкционированные свалки отходов производства и потребления (отходы грунта, строительные отходы, деревянные обрезки, отходы от разборки зданий и др.), которые сброшены на почву. Вышеуказанные земельные участки объектами размещения отходов, внесенными в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", не являются. Выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2019 года исковые требования истца удовлетворены: администрация Калининского района Санкт-Петербурга обязана в 290-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления в Калининском районе Санкт-Петербурга с земельных участков, расположенных по адресам: юго-западнее "адрес", северо-западнее "адрес", восточнее "адрес".
В апелляционной жалобе администрация Калининского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, третьи лица представитель СПб ГКУ Фонд капитального строительства и реконструкции, Николаенко О.Ю, Комиссарова О.С, Грибова И.Е в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Как установлено судом и следует из материалов дела, актом обследования земельного участка, расположенного по адресу: юго-западнее "адрес", северо-западнее "адрес", восточнее "адрес", расположена несанкционированная свалка отходов производства потребления (отходы грунта, строительные отходы, деревянные обрезки, отходы от разборки зданий). Отходы сброшены на почву.
Земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, юго-западнее "адрес", северо-западнее "адрес", восточнее "адрес", является территорией общего пользования города Санкт-Петербурга, государственная собственность, на которую не разграничена. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В ходе проверки, проведенной помощником природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, факт наличия свалки подтвержден. Установлено, что на данном земельном участке располагается свалка бытовых и строительных отходов.
Распоряжением Администрации от 25.12.2018 года N 809-р утверждена адресная программа несанкционированных свалок Калининского района Санкт-Петербурга, подлежащих ликвидации в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов.
Земельный участок юго-западнее "адрес", северо-западнее "адрес", восточнее "адрес" включен в адресную программу - планируемый срок ликвидации 3-4 квартал 2019 года.
Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 года N 1098, администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Задачами администрации района Санкт-Петербурга являются организация благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией (п. 3.10.4).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами, исходил из того, что ответчиком не выполнены требования законодательства о ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Изложенные выводы суда следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, при этом мотивы, по которым суд пришел к данным выводам, подробно изложены в обжалуемом решении. Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлено доказательств невозможности установления лиц, осуществивших организацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления, также не может быть принят во внимание, поскольку при проведении проверки природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга причастность третьих лиц к организации несанкционированной свалки по указанному адресу не установлено.
Не могут быть приняты во внимание доводы подателя жалобы о том, что 17.11.2017 года между СПб ГКУ "Фонд капитального строительства и реконструкции" и АО "Ленпромтранспроект" заключен контракт на выполнение работ по проектированию инженерной подготовки по спорному адресу, и, при исполнении решения суда действиями администрации будет произведено вмешательство в исполнение контракта. Положением об администрации района Санкт-Петербурга, полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок отходов наделены районные администрации, заключение указанного контракта данной обязанности не отменяет.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.