Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В, судей
с участием прокурора
Ивановой Ю.В, Стаховой Т.М.
С.С.А.
при секретаре
В.Е.М.
рассмотрела в судебном заседании административное дело N 2а-5572/2020 по апелляционной жалобе Б.А.А. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 01 июля 2020 года по административному иску Б.А.А. к участковой избирательной комиссии N 1406 Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга С.С.А, судебная коллегия
установила:
Б.А.А. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконным решение участковой избирательной комиссии N 1406 об отклонении заявления Б.А.А. о включении его в список участников голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Б.А.А. просил суд возложить на административного ответчика обязанность включить Б.А.А. в список для голосования и предоставить возможность реализовать активное избирательное право.
В обоснование административного иска Б.А.А. указал, что обратился в УИК N 1406 с заявлением о включении его в список участников голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в соответствии с регистрацией пол месту пребывания (фактического проживания в городе Санкт-Петербург), однако решением названной избирательной комиссии Б.А.А. отказано в удовлетворении данного заявления по причине того, что адрес места жительства, указанный в паспорте, не входит в границы избирательного участка N 1406.
По мнению истца, данное решение является незаконным, нарушающем его конституционное право на участие в референдуме.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 01 июля 2020 года, в удовлетворении административного иска Б.А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Б.А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на нарушение судом норм материального права.
Стороны и представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии N 27 в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом посредством почтовой связи, электронной почты; доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
При рассмотрении данного административного дела установлены следующие обстоятельства.
Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2020 года N 354 в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации определено 01 июля 2020 года.
"дата" Б.А.А. обратился в УИК N 1406 с заявлением о включении его в список участников голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, указав, что обращается по месту своего фактического проживания - "адрес", в связи с невозможностью реализовать активное избирательное право по месту регистрации жительства в городе "адрес" - (л.д. 4).
Решением УИК N 1406 от "дата" N... заявление Б.А.А. о включении его в список участников голосования отклонено с указанием на то, что адрес места жительства Б.А.А, указанный в паспорте, не входит в границы избирательного участка N 1406 (л.д. 3).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что у административного ответчика (УИК-1406) не имелось правовых оснований для включения административного истца в список участников голосования, поскольку регистрации по месту пребывания по адресу, указанному в заявлении, истец не имеет, то есть на территории, относящейся к участку для голосования факт пребывания истца в соответствии с законодательством Российской Федерации, не подтверждён, а для реализации права голосования не по месту регистрации истцом не соблюдён срок подачи заявления, предусмотренный пунктом 2.1.1 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Данный вывод суда следует признать правильным.
В целях организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, постановлениями ЦИК России от 20 марта 2020 года N 244/1809-7, N 244/1804-7 утверждены Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Согласно пункту 5.3 Порядка, основанием для включения участника голосования в список участников голосования на конкретном участке для голосования является факт нахождения его места жительства на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, который в день голосования будет находиться вне места жительства, является заявление о голосовании по месту нахождения, поданное в порядке и сроки, установленные ЦИК России, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальную либо участковую комиссию (пункт 5.6 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Инструкции списки участников голосования составляются территориальными комиссиями отдельно по каждому участку для голосования не позднее 24 июня 2020 года, а в случае проведения голосования до дня голосования в соответствии с пунктами 10.1, 10.2 Порядка общероссийского голосования - не позднее чем в день, предшествующий дню такого голосования.
В силу пункта 5 статьи 2 Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" адрес места жительства для целей указанного закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Б.А.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес", что подтверждается отметкой органа контроля в сфере регистрационного учёта в паспорте административного истца (л.д. 19).
В судебном заседании суда первой инстанции "дата" Б.А.А. пояснил, что проживает по адресу регистрации по месту жительства супруги Б.Н.С. - "адрес", однако регистрации по месту пребывания по указанному адресу не имеет (л.д. 25).
Учитывая данные обстоятельства и приведенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о наличии у административного ответчика правовых основании для отказа Б.А.А. во включении в список участников голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, поскольку Б.А.А. не представлено доказательств его регистрации по месту пребывания на территории, относящейся к УИК N...
Для реализации права голосования не по месту регистрации истцом не соблюдён срок подачи заявления, предусмотренный пунктом 2.1.1 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации - истец имел возможность подать соответствующее заявление не позднее 24 июля 2020 года, она обратился в УИК N 1406 только 30 июня 2020 года, чем лишил возможности избирательную комиссию внести его в списки для голосования.
Привёденные в апелляционной жалобе доводы несостоятельны и не могут быть отнесены к обстоятельствам, служащим безусловным основаниям для отмены решения суда, предусмотренным статьёй 310 КАС Российской Федерации.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 01 июля 2020 года по административному делу N 2а-5572/2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.