Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
с участием прокурора
Скибенко С.А.
при секретаре
Васендиной О.В.
рассмотрела административное дело N 2а-10878/2019 по апелляционной жалобе Давыдова О. Б. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 ноября 2019 года, принятое по административному иску Давыдова О. Б. к участковой избирательной комиссии N 1870, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии N 1870 об итогах голосования по избирательному участку N 1870 на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва по избирательному округу N 198.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца - Петровой А.Ю, представителя административных ответчиков избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром и участковой избирательной комиссии N 1870 - Рыбинской Н.В.; заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром пятого созыва N 165 от 19 июня 2019 года на 08 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром от 21 июня 2019 года N 3-2 полномочия окружных избирательных комиссий по многомандатным избирательным округам N 198, 199, 200, 201 на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва возложены на Избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром (далее-ИКМО Комендантский аэродром).
Решением Территориальной избирательной комиссии N 28 от 06 июня 2018 года N 46-1-1870 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N 1870 (далее-УИК N1870).
Решением ИКМО Комендантский аэродром, с полномочиями окружной избирательной комиссии N 198, от 08 июля 2019 года N 7-3 административный истец Давыдов О.Б, выдвинутый Санкт-Петербургским региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", зарегистрирован кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 198.
По итогам голосования 08 сентября 2019 года Давыдов О.Б. не избран депутатом Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва.
Давыдом О.Б. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором указал, что при установлении итогов голосования административными ответчиками допущены нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые не позволяют с достоверностью определить действительную волю избирателей. В связи с этим он просил признать незаконным и отменить решение УИК N 1870 об итогах голосования по избирательному участку N 1870 на выборах депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва по избирательному округу N 198, оформленное в виде протокола от 09 сентября 2019 года.
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 ноября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просил решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель административных ответчиков, прокурор, каждый в отдельности, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, являются нарушения, перечисленные в пункте 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 22 апреля 2013 года N 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Как следует постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 года N 10-П и постановления от 15 января 2002 года N1-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.
В соответствии со ст.123 Конституции Российской Федерации и п. 7 ст.6 КАС Российской Федерации правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Административный истец, ссылаясь на нарушение своего пассивного избирательного права, доказательств допущения нарушений избирательного законодательства, которые могли повлиять на установление действительной воли избирателей, не представил. В связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно ст. 70 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) результаты выборов определяет комиссия, наделенная этим правом законом, на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных.
Решением ИКМО Комендантский аэродром N 19-1 от 09 сентября 2019 года на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования УИК по избирательным участкам N 1867, N1868, N1869, N1870, N 1871, N 1872 определены результаты выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 198 (Л.д.69).
Избранными депутатами Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 198 признаны зарегистрированные кандидаты, получившие наибольшее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей, принявших участие в голосовании: "... " (л.д. 69).
Из сводной таблицы результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 198, размещенной в ГАС "Выборы", следует, что общая сумма голосов избирателей, отданных за административного истца на избирательных участках N 1867, N1868, N1869, N1870, N 1871, N 1872, позволяет "... " занимать только 7 место (при необходимом числе депутатов - 5 человек) из 20 кандидатов в депутаты, принявших участие в выборах 08 сентября 2019 года по указанному избирательному округу, что недостаточно для признания его избранным кандидатом (Л.д.115).
Оспариваемые административным истцом итоги голосования по избирательному участку N 1870 оформлены протоколом УИК N 1870 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу N 198 на избирательном участке N 1870.
Протокол об итогах голосования на избирательном участке N 1870 подписан председателем УИК N1870, его заместителем, секретарем комиссии и шестью членами УИК N1870 с правом решающего голоса 09 сентября 2019 года в 05 часов 06 минут (Л.д.61).
Из протокола об итогах голосования на избирательном участке N 1870 следует, что голоса избирателей распределились следующим образом: "... " - 4 голоса, "... " - 500 голосов, "... " - три голоса, "... " - 4 голоса, "... " -3 голоса, "... " - 465 голосов, "... " - 0 голосов, Давыдов О.Б. - 4 голоса, "... " - 112 голосов, "... " - 10 голосов, "... " - 5 голосов, "... " - 500 голосов, "... " - 6 голосов, "... " - 3 голоса, "... " - 2 голоса, "... " - 0 голосов, "... " - 547 голосов, "... ". - 2 голоса, "... ". - 496 голосов, "... " - 2 голоса (л.д. 61 с оборотом).
Согласно п.1 ст. 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
Требования к содержанию протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке приведены в п.2 и п.3 ст. 67 указанного Федерального закона.
Отклоняя довод административного истца о недействительности протокола УИК N 1870 об итогах голосования по многомандатному избирательному округу N 198 на избирательном участке N 1870, составленного в 05 часов 06 минут 09 сентября 2019 года, суд первой инстанции правильно указал на то, что содержание оспариваемого протокола соответствует требованиям п.2 и п.3 ст. 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Доводы административного истца о нарушении порядка подсчета голосов избирателей, о воспрепятствовании наблюдению за проведением подсчета голосов избирателей, также правильно отклонены судом, как бездоказательные.
Порядок подсчета голосов избирателей, участников референдума и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией изложен в ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (п.2 ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ).
Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в п.3 ст.30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом (п.1 ст. 68 указанного Закона).
Пунктом 10 указанной статьи Федерального закона определено, что непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
Согласно п.15 ст.68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ при проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.
Из материалов дела следует, что в процессе подсчета голосов избирателей, лица, присутствующие при подсчете голосов, могли осуществлять визуальный контроль за процессом подсчета голосов избирателей, и содержанием бюллетеней.
Так, судом исследовалась видеозапись с двух камер видеонаблюдения, установленных в помещении для голосования на избирательном участке N 1870 Санкт-Петербурга, представленная Санкт-Петербургской избирательной комиссией по запросу суда, за временные периоды, указанные административным истцом.
Согласно видеозаписи лицам, присутствующим на избирательном участке N 1870, созданы одинаковые условия для наблюдения за процессом подсчета голосов избирателей: все лица, присутствующие в помещении, находились на одном расстоянии от места, специально отведенного для подсчета голосов избирателей членами избирательной комиссии.
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе административный истец указал, что доказательством нарушения принципов открытости и гласности при подсчете голосов избирателей являются объяснения свидетеля "... ", который сообщил суду, что обзору места, специально отведенного для подсчета голосов избирателей членами избирательной комиссии, мешала группа молодых людей в количестве около 15 человек, которые загораживали проход к столу с бюллетенями, высказывали свидетелю угрозы физической расправы (Л.д.160).
Вместе с тем, с заявлениями об угрозах в свой адрес, о совершении этими молодыми людьми действий, препятствующих работе избирательной комиссии, "... " в правоохранительные органы не обращался, о чем сообщил суду первой инстанции (Л.д.161).
Кроме того, приведенные показания свидетеля противоречат объяснениям самого же свидетеля "... ", который сообщил суду первой инстанции, что прибывшая группа молодых людей около 15 человек "... зашли, сели и чего-то ждали". "Председатель комиссии "... " попросила всех отойти на расстояние. Сказала: "отойти подальше всем", затем "еще подальше" (Л.д.160). При этом объяснения свидетеля "... " о том, что все лица, присутствующие в помещении, находились на расстоянии от места, специально отведенного для подсчета голосов избирателей членами избирательной комиссии, полностью согласуются с содержанием исследованной судом видеозаписи из помещения избирательного участка N 1870.
Также в жалобе "... " в ИКМО Комендантский аэродром о нарушении порядка подсчета голосов избирателей от 09 сентября 2019 года (Л.д.28) не содержится указаний о том, что обзору места, специально отведенного для подсчета голосов избирателей членами избирательной комиссии, препятствовали какие-то лица. Жалоба рассмотрена ИКМО Комендантский аэродром 11 сентября 2019 года, в ее удовлетворении отказано в виду необоснованности (Л.д.30). Сведений о том, что "... " обжаловал решения ИКМО Комендантский аэродром от 11 сентября 2019 года, материалы административного дела не содержат.
Совокупность приведенных доказательств позволила суду первой инстанции обоснованно признать показания свидетеля "... " о воспрепятствовании обзора процесса подсчета голосов избирателей членами избирательной комиссии, недостоверным доказательством, и сделать вывод о соблюдении принципов гласности и открытости при подсчете голосов избирателей членами избирательной комиссии.
Довод административного истца о том, что только на избирательном участке N 1870 установлено "очень высокое" количество голосов за представителей партии "Единая Россия" и "неестественно низкое" за остальных кандидатов, что позволяет усомниться в правильности подсчета голосов избирателей, является выражением субъективного мнения административного истца, не свидетельствует о наличии нарушений при подсчете голосов избирателей и не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достоверных, допустимых, относимых доказательств нарушения порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования на избирательном участке N 1870 по выборам депутатов Муниципального совета муниципального внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва от 09 сентября 2019 года.
В связи с этим судебная коллегия соглашается с правильностью вывода суд первой инстанции об отсутствии нарушений избирательного законодательства при подведении итогов голосования на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Комендантский аэродром шестого созыва 08 сентября 2019 года по многомандатному избирательному округу N 198, на избирательном участке N 1870, которые могли повлиять на установление действительной воли избирателей.
Апелляционная жалоба не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию административного истца с оценкой доказательств, приведенной в мотивировочной части решения суда, а также к несогласию Давыдова О.Б. с волей избирателей, отдавших свои голоса за других кандидатов в депутаты, что не связано с действиями членов участковой избирательной комиссии, и не свидетельствует о нарушении процедуры подсчета голосов избирателей по данному избирательному участку.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 07 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.