Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Поникаровской Н.В, судей: Чашиной Е.В, Алексенко Л.В, при секретаре: Кичигиной О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества "Бийскэнерго" к Осипову Ивану Евгеньевичу о взыскании денежных средств, затраченных на обучение работника, судебных расходов, с апелляционной жалобой ответчика Осипова Ивана Евгеньевича на решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2020 г, заслушав доклад судьи Чашиной Е.В, объяснения ответчика Осипова И.Е, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Бийскэнерго" обратилось в суд с исковым заявлением к Осипову И.Е. о возмещении затрат, связанных с обучением работника, указав в обоснование заявленных требований, что 3 октября 2008 г. ответчик был принят на работу на должность "данные изъяты"; в период с 22.09.2011 по 27.06.2015 он на основании договора N от 20 октября 2011 г. (при обучении работника за счет предприятия) проходил обучение в "данные изъяты" по специальности "Тепловые электрические станции (140101)" за счет средств работодателя; общая сумма затрат работодателя на обучение работника составила 113 760 рублей. В соответствии с пунктом 2.4 договора обучения Осипов И.Е. принял на себя обязательство проработать у работодателя по приобретенной специальности не менее 10 лет. Однако 4 декабря 2018 г. трудовой договор с ответчиком был расторгнут по инициативе работника на основании п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. В этой связи просил взыскать с Осипова И.Е. затраты на обучение в размере 113 760 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2020 г. заявленные АО "Бийскэнерго" исковые требования были удовлетворены: в его пользу с Осипова И.Е. взысканы денежные средства, затраченные на обучение работника в размере 113 760 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3475, 20 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Осипов И.Е. выражает несогласие с вынесенным решением, указывает на неправильное применение норм материального права и, как следствие, необоснованное взыскание с него понесенных работодателем расходов на его обучение в полном объеме, а не пропорционально неотработанному времени.
От АО "Бийскэнерго" поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит решение оставить без изменения.
В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Осипов Иван Евгеньевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был принят на работу в ООО "Бийскэнерго" с 4 октября 2008 г. на должность "данные изъяты" на основании заключенного между сторонами трудового договора N от 3 октября 2008 г. и приказа о приеме на работу N2993к от этого же числа.
20 октября 2011 г. между ОАО "Бийскэнерго" и Осиповым И.Е. был заключен договор N (при обучении работника за счет предприятия), согласно которому работодатель направлял работника на переобучение по новой специальности " "данные изъяты")" в "данные изъяты" с сохранением за ним места работы; продолжительность обучения составляла 4 года; форма обучения - заочная.
В соответствии с пунктами 2.4 и 2.5 данного договора Осипов И.Е. принял на себя обязательство после получения диплома об окончании учебного заведения проработать у работодателя по приобретенной специальности не менее 10 лет, а также обязался полностью возместить работодателю денежные средства, перечисленные на оплату его обучения, в случае, в частности, увольнения по собственному желанию без уважительных причин до истечения установленного срока обязательной работы.
27 июня 2015 г. Осиповым И.Е. был получен диплом специалиста N по специальности "данные изъяты" с присвоением квалификации " "данные изъяты"".
Стоимость затрат работодателя на обучение работника составила 113 760 рублей.
Таким образом, Осипов И.Е. должен был проработать у истца по приобретенной специальности не менее 10 лет с момента получения диплома, то есть с 27 июня 2015 г. Однако приказом N0973-К от 26 ноября 2018г. трудовой договор с ним был расторгнут по инициативе работника на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).
7 мая 2019 г. Осипову И.Е. была направлена претензия о возмещении затрат, понесенных на его обучение в размере 113 760 рублей, но денежные средства ответчиком выплачены не были.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку АО "Бийскэнерго" оплатило в полном объеме стоимость обучения Осипова И.Е. в размере 113 760 рублей согласно договору об обучении, а ответчик своего обязательства отработать на предприятии по окончании обучения не менее 10 лет не выполнил, уволился по собственному желанию ранее обусловленного договором обучения срока и без уважительных причин, то он обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение в полном объеме, как это предусмотрено пунктом 2.5 договора об обучении.
С указанными выводами суда в части того, что работник не отработал установленного срока у работодателя после окончания обучения, в связи с чем обязан возместить понесенные на свое обучение затраты, судебная коллегия соглашается, находя их правильными, основанными на положениях закона и заключенного между сторонами договора. Эти обстоятельства в целом и не оспариваются ответчиком в поданной апелляционной жалобе.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит заслуживающими внимание довода Осипова И.Е. о необоснованном взыскании с него расходов на обучение в полном объеме, без учета фактически отработанного времени.
Обязанность ученика или работника возместить работодателю расходы (затраты), связанные с обучением, в случае неисполнения обязанности по отработке предусмотрена ст.ст. 207 и 249 ТК РФ.
Согласно ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
В соответствии со ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Действительно, как выше уже указывалось, в силу пункта 2.5 заключенного между сторонами договора об обучении N от 20 октября 2011 г. работник обязан полностью возместить организации денежные средства, перечисленные работодателем на оплату обучения.
Однако, обосновывая взыскание с ответчика в пользу истца понесенных на обучение расходов в полном объеме, суд первой инстанции не учел положения ст.ст. 9 и 232 ТК РФ, которыми предусмотрено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством, трудовым договором может конкретизироваться материальная ответственность сторон, но ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
При таких обстоятельствах условия заключенного между сторонами договора об обучении N от 20 октября 2011 г. о полном возмещении работником стоимости обучения и иных затрат, понесенных работодателем на его обучение, а не пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, ухудшают положение работника по сравнению с нормами действующего трудового законодательства, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика в пользу истца полной стоимости затрат на обучение у суда не имелось.
Поскольку обязательный срок отработки по условиям договора составляет 10 лет (120 месяцев), фактически Осипов И.Е. отработал после получения диплома 3 года 5 месяцев (41 месяц), за весь период обучения АО "Бийскэнерго" выплачено 113 760 рублей, то затраты, понесенные работодателем, исчисленные пропорционально не отработанному работником после окончания обучения времени, составят 74 892 рубля, которые и подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Учитывая положения ст. 98 ГПК РФ о возмещении судебных расходов пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, составит 2286, 68 рублей (иск заявлен на сумму 113 760 рублей, удовлетворен на сумму 74 892 рубля, то есть на 65, 8%; при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 3475, 20 рублей, следовательно, размер судебных расходов, пропорционально удовлетворенным требованиям, составит 2286, 68 рублей).
Таким образом, оспариваемое решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2020 г. подлежит изменению, а сумма взысканных с Осипова И.Е. в пользу АО "Бийскэнерго" денежных средств, затраченных на обучение работника, уменьшению до 74 892 рублей, а расходов по оплате государственной пошлины до 2286, 68 рублей.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда г. Калининграда от 18 мая 2020 г. изменить, уменьшив сумму взысканных с Осипова Ивана Евгеньевича в пользу Акционерного общества "Бийскэнерго" денежных средств, затраченных на обучение работника, до 74 892 рублей, а расходов по оплате государственной пошлины до 2286, 68 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.