Судебная коллегия по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Устимова М.А.
судей Кураковой С.С, Фуганова Д.Г.
при секретаре Виноградовой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Сколова Н.С. на приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 декабря 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Коми от 5 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Кураковой С.С, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступления осужденного Сколова Н.С. и адвоката Тарасенко И.Н, поддержавших доводы жалобы, мнение прокурора Зубковой Е.С, полагавшей необходимым судебные решения изменить, судебная коллегия
установила:
по приговору Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 декабря 2018 г.
Сколов Никита Сергеевич, "сведения о личности", осуждён:
по п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к 8 годам лишения свободы;
по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 6 годам 6 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний назначено окончательное наказание в виде 10 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 27 декабря 2018 года, в срок наказания зачтено время содержания под стражей в период с 23 июня 2018 года по 26 декабря 2018 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Коми от 5 марта 2019 года указанный приговор оставлен без изменения.
Согласно приговору, Сколов Н.С. признан виновным в незаконном сбыте в период с 20 по 22 июня 2018 г. наркотических средств (гашиш, общей массой 15, 097 гр.) с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") в значительном размере, организованной группой, а также в покушении 23 июня 2018 г. на незаконный сбыт наркотических средств (гашиш, общей массой 152, 376 гр.), с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") в крупном размере, организованной группой.
Преступления совершены в г. Сыктывкаре Республики Коми при обстоятельствах, указанных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный, мотивируя существенным нарушением уголовного закона, просит приговор изменить, исключить квалифицирующий признак - совершение преступлений в составе организованной группы, квалифицировать его действий по одной статье и смягчить наказание.
В обоснование своей жалобы приводит доводы о неправильной квалификации содеянного им 20-22 июня 2018 года, полагая, что данное преступление не может считаться оконченным в связи с тем, что приобретателям наркотических средств не была передана информация о месте их нахождения, его умысел был направлен на сбыт всей имевшейся массы наркотического средства.
Оспаривает вывод суда о наличии у него различного умысла на сбыт наркотического средства. Полагает, что он основан на предположении, так как содеянное им 22 и 23 июня 2018 г. было совершено в рамках договоренности о совместном сбыте наркотических средств ранее. Кроме того, в общее количество наркотического средства, на сбыт которого он покушался 23 июня 2018 г, суд включил часть наркотического средства в размере 7, 97 гр, полученного им с оптовой партией 22 июня 2018 года.
Считает, что доказательств, свидетельствующих о совершении преступлений в составе организованной группы, по делу не добыто и данный квалифицирующий признак ему вменен необоснованно.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовой Т.А. от 6 августа 2020 года кассационная жалоба осужденного Сколова Н.С. передана на рассмотрение в судебном заседании Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и постановлении судьи Верховного Суда РФ о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Расследование уголовного дела и рассмотрение его судом первой инстанции проведено в рамках установленной законом процедуры, с соблюдением прав всех участников уголовного судопроизводства, с обеспечением принципа состязательности и равноправия сторон, с обоснованием сделанных выводов собранными по делу доказательствами, проверенными на предмет их относимости и законности, оцененными каждое в отдельности, в сопоставлении друг с другом и в совокупности, признанными достаточными для установления обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ.
Постановленный судом приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, предъявляемым к его содержанию.
Описание деяний, признанных судом доказанными, содержит все необходимые сведения, позволяющие судить о событиях преступлений, причастности к ним Сколова Н.С, его виновности, а также об обстоятельствах, достаточных для правильной правовой оценки содеянного им.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела, и о том, что приговор построен на предположениях, являются несостоятельными.
В обоснование виновности осужденного суд привел в приговоре совокупность доказательств, каковыми являются:
показания Сколова Н.С. на предварительном следствии в качестве обвиняемого и подозреваемого, подтвержденными им в судебном заседании, согласно которым он, признавал себя виновным в получении сначала 22 июня, а затем 23 июня 2018 г. очередных партий наркотического средства - гашиш, которые он разложил по тайникам, подробно описал обстоятельства своей преступной деятельности и роли в составе организованной группы, мер конспирации, соблюдаемые им при получении партий наркотического средства и его распространении, способы сбыта наркотических средств потребителям с информированием о месте нахождения закладок оператора, с которым он взаимодействовал;
протоколы следственных действий, которые свидетельствуют об обнаружении закладок наркотического средства, сделанных Сколовым Н.С, осмотра CD-R диска с соединениями абонентского номера телефона, используемого Сколовым Н.С, оптического диска, подтверждающего факт обмена между членами преступной группы информацией по поводу сбыта наркотических средств и о месте нахождения закладок, оптического диска с информацией о регулярном поступлении и списании денежных средств по карте ПАО "Сбербанк", принадлежащей Сколову Н.С. и т.д.; заключениями экспертов, установивших вес изъятого вещества из тайников и относимость его к наркотическому средству - гашиш.
Этим и другим доказательствам, приведенным в приговоре, суд дал надлежащую оценку с изложением мотивов своего решения, не допустив при этом каких-либо противоречий между установленными обстоятельствами дела.
Доводы осужденного о совершении им 22 и 23 июня 2018 г. действий, составляющих единое продолжаемое преступление и отсутствии в содеянном квалифицирующего признака "организованной группой" были судом проверены и убедительно отвергнуты по причине несостоятельности. При этом суд обоснованно исходил из того, что умысел на сбыт наркотического средства у Сколова Н.С. формировался каждый раз после получения новой партии наркотического средства. То обстоятельство, что часть наркотического средства, полученного им 21 июня 2018 г, была разложена им в виде "закладок" 23 июня 2018 г. вместе с другой партией наркотического средства, на юридическую оценку его действий не влияет.
Также обоснованно не приняты во внимание суда по причине несостоятельности, выдвинутые осужденным доводы об отсутствии в содеянном им, квалифицирующего признака "организованной группой", поскольку с учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд пришел к правильному выводу о том, что группа характеризовалась устойчивостью, конспиративностью, функционировала длительное время, между участниками были распределены роли.
Суд обоснованно сослался в приговоре на результаты оперативно-розыскных мероприятий, поскольку они были получены в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности и приобрели доказательственную силу после их передачи на основании действующей Инструкции в распоряжение следственных органов.
Судом не установлено фактов, свидетельствующих о провокационных действиях сотрудников правоохранительных органов в ходе производства оперативного-розыскных мероприятий, в результате которых Сколов Н.С. был задержан.
Уголовное дело рассмотрено судом всесторонне, полно и объективно, с соблюдением принципов презумпции невиновности и состязательности сторон. Приговор не содержит предположений либо неоднозначных суждений в части оценки доказательств либо правовой квалификации действий осужденного, основан на доказательствах, полученных в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Судя по протоколу судебного заседания, суд создал сторонам все необходимые условия для исполнения ими процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Все заявленные сторонами ходатайства были разрешены судом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Решения суда по этим ходатайствам сомнений в своей законности и обоснованности не вызывают.
В зависимости от стадии реализации преступных намерений и размера наркотического средства, подлежащего сбыту 23 июня 2018 г, суд дал верную правовую оценку действиям Сколова Н.С. по ч.3 ст. 30, п. "а, г" ч.4 ст. 228.1 УК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке, являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
При рассмотрении данного уголовного дела в отношении Сколова Н.С. такое нарушение закона было допущено.
В соответствии со ст.297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
В силу ст.307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления.
Согласно ст.29 УК РФ преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.
Согласно ч. 3 ст.30 УК РФ покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Мотивируя вывод о необходимости квалификации действий Сколова Н.С. по преступлению от 20-22 июня 2018 года в отношении наркотического средства массой 15, 097 гр. как оконченного сбыта наркотических средств, суд не принял во внимание, что по смыслу Закона если лицо в целях осуществления умысла на незаконный сбыт наркотических средств совершает действия, направленные на их последующую реализацию, составляющие часть объективной стороны сбыта, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, то такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт этих средств.
Из материалов дела усматривается, что Сколов Н.С, имея умысел на сбыт имевшегося у него наркотического средства массой 15, 097 гр, по поручению неустановленного лица, так называемого "оператора", непосредственно выполнил действия, направленные на сбыт полученных от него наркотических средств, для чего поместил их в тайники (закладки), данные о местонахождении которых передал на страницу организованной группы этому - "оператору", являющемуся также участником организованной группы.
Однако в ходе осмотра места происшествия наркотическое средство общей массой 15, 097 г было изъято сотрудниками правоохранительных органов, при этом доказательств того, что сведения о местонахождении тайников (закладок) были переданы непосредственным приобретателям наркотического средства, в материалах дела не имеется, и в описании преступного деяния отсутствуют данные о том, что место организации тайников с наркотическими средствами было заранее оговорено с их приобретателями, либо информация об этих тайниках (закладках) была доведена до сведения потребителей "оператором", либо размещена на сайте интернет-магазина для доведения до сведения неопределенного круга лиц.
Таким образом, при отсутствии таких сведений, один лишь факт передачи Сколовым Н.С. информации о месте расположения тайников (закладок) "оператору", не свидетельствует об оконченности сбыта наркотического средства, поскольку "оператор" другое лицо является соисполнителем преступления, а не приобретателем наркотического средства.
При таком положении не имеется оснований для квалификации совершенного осужденным Сколовым Н.С. преступления от 20-22 июня 2018 г. как оконченного, а потому суд неправильно применил уголовный закон, что требует устранения. В этой части действия Сколова Н.С. следует квалифицировать по ч.3 ст. 30, п. "а" ч.4 ст. 228.1 УК РФ.
связи с переквалификацией действий осужденного наказание, назначенное Сколову Н.С, подлежит смягчению.
Установив в целом правильно все значимые для назначения наказания обстоятельства, которые характеризуют осужденного и содеянное им, суд, пришел к обоснованному выводу о назначении наказания в виде лишения свободы.
Назначая Сколову Н.С. наказание с применением ч.2 ст. 69 УК РФ, судебная коллегия учитывает те же обстоятельства, которые были правильно установлены судом первой инстанции и приведены в приговоре.
Иных оснований для изменения приговора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.1, 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу осужденного Сколова Н.С. удовлетворить частично.
Приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 декабря 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Коми от 5 марта 2019 г. в отношении Сколова Никиты Сергеевича изменить:
переквалифицировать действия Сколова Н.С. с п. "а" ч.4 ст. 228.1 УК РФ на ч.3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, по которой, с применением ст. 64 УК РФ, назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет 6 месяцев лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ и ч.3 ст. 30, п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ путем частичного сложения наказаний окончательно назначить Сколову Н.С. наказание в виде 9 лет 6 месяцев лишения свободы.
В остальном приговор оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Устимов М.А.
Судьи: Куракова С.С.
Фуганов Д.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.