Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А. М, судей: Жидковой О.В, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Немцев Ю.Е. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 октября 2019 года по административному делу N2а-6266/2020, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2020 года по административному исковому заявлению Немцев Ю.Е. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" о признании незаконными действий по удержанию денежных средств с лицевого счета по исполнительному листу N 1-161/2013
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения Немцева Ю.Е, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА:
Немцев Ю.Е. обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в удержании с лицевого счета денежных средств по исполнительному листу N 1- 161/2013. В обоснование заявленных требований указано, что на лицевой счет Немцева Ю.Е. поступают банковские переводы. Административный ответчик производил удержание 50% от поступивших денежных средств, ссылаясь на наличие исполнительного листа. Административный истец полагал данные действия незаконными, поскольку ОСП по г. Сыктывкару N 2 УФССП России по Республике Коми постановление об обращении взыскания на заработную плату Немцева Ю.Е. не выносилось, в адрес административного ответчика не направлялось.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2020 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившее в законную силу апелляционное определение Немцевым Ю.Е. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене. Административный истец ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Судом первой инстанции установлено, что Немцев Ю.Е. отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару N 2 УФССП России по Республике Коми от 08.11.2017 на основании исполнительного листа, выданного 09.06.2014 по результатам рассмотрения уголовного дела N1- 161/2013 Печорским городского суда Республики Коми, возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении Немцева Ю.Е, предметом исполнения которого является взыскание с должника процессуальных издержек в сумме 66 788 рублей в доход государства.
В рамках упомянутого исполнительного производства 02.04.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару N 2 УФССП России по Республике Коми на основании положений статьи 100 Федерального закона от 02.10.2007 N229- ФЗ "Об исполнительном производстве" вынесено постановление об обращении взыскания на доходы Немцева Ю.Е, отбывающего уголовное наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми; размер удержаний приставом-исполнителем определен в 50% от дохода Немцева Ю.Е. ежемесячно.
Ссылки Немцева Ю.Е. на то, что в постановлении судебного пристава-исполнителя обращено взыскание только на его заработную плату не соответствуют тексту постановления.
Указанное постановление судебным приставом-исполнителем направлено в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Коми. ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Коми названное постановление передано в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, куда поступило 17.04.2019.
Как следует из вкладыша к лицевому счету N 3405 Немцева Ю.Е. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Коми, в период с 01.04.2018 по 01.04.2019 Немцеву Ю.Е. поступали переводы (являющиеся иным доходом осужденного), из которых административным ответчиком удержаны 50% денежных средств и перечислены в ОСП по г. Сыктывкару N 2 УФССП России по Республике Коми.
Из дела следует, что Немцев Ю.Е. был осведомлен о датах, размере денежных средств, зачисленных на лицевой счет, датах, размере денежных средств, удержаниях с лицевого счета, в том числе в связи с исполнительным производством, о чем свидетельствуют подписи Немцева Ю.Е. во вкладыше к лицевому счету. Немцев Ю.Е. в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил, что в пределах 2-3 дней со дня соответствующей операции при ознакомлении с вкладышем к лицевому счету емустановилось известно о зачислении денежных средств, их удержании (размере, основании).
Частью 1 статьи 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 12 ФЗ "Об исполнительном производстве" одним из видов исполнительных документов является постановление судебного пристава-исполнителя.
В силу статьи 68 ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
К таким мерам относится, в частности, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Взыскание по исполнительным документам в отношении граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных лиц обращается на любые их доходы, включая заработную плату, пенсии (часть 2 статьи 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Порядок удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы определен статьей 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, проанализировав и правильно применив положения вышеприведенных норм права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми по удержанию денежных средств из поступающих Немцеву Ю.Е. на его лицевой счет денежных средств по исполнительному документу совершаются в соответствии с законом, и прав административного истца не нарушают.
Просеряя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми правильно согласилась с этими выводами по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающая особенности обращения взыскания на заработную плату, пенсию или иные доходы должника-гражданина, отбывающего наказание, направлена - во взаимосвязи с иными положениями данного Федерального закона - на реализацию таких задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и на соблюдение таких принципов исполнительного производства, как законность, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
По смыслу части 2 статьи 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается, в том числе на иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Согласно части 5 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.
Таким образом, денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц), являются собственностью самого осужденного, которые он вправе использовать по своему усмотрению.
В статье 24 Гражданского кодекса РФ указано, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Не содержат запрета на списание денежных средств должника, находящихся на счете, вне зависимости от способа и источника их получения, и статья 101 Закона об исполнительном производстве, предусматривающая закрытый перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
С учетом изложенного, поступившие денежные средства на счет, открытый на имя Немцева Ю.Е, являются имуществом, принадлежащим административному истцу, а потому удержание в соответствии с требованиями судебного пристава-исполнителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, где отбывает уголовное наказание должник, денежных средств с его лицевого счета, не являющееся имуществом, на которое законодателем установлен запрет на взыскание, не противоречит выше приведенным законоположениям.
Правильно отвергнуты судом апелляционной инстанции и доводы Немцева о том, что ответчик не представил в суд постановление судебного пристава-исполнителя, которым обращено взыскание на его заработную плату и удержание предписано производить ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, в имеющемся в материалах дела постановлении судебного пристава-исполнителя непосредственным исполнителем указано СИЗО-1, и данным постановлением обращено взыскание на заработную плату, а ответчик удерживает денежные средства от близких родственников. Из материалов дела следует, что административный истец отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 21.06.2014. 17.04.2018 в адрес ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми поступило постановление судебного пристава- исполнителя от 02.04.2018 об обращении взыскания не только на заработную плату должника, но и иные доходы Немцева Ю.Е, вынесенное в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа - исполнительного листа от 09.06.2014, выданного судом, по взысканию процессуальных издержек в размере 66 788, 00 рублей. Согласно справки, составленной бухгалтером ФКУ ИК-1 по состоянию на 21.06.2019, удержания по исполнительному производству составляют 35 040, 12 руб, остаток задолженности 31 747, 88 рублей. Исправительная колония отнесена к видам исправительных учреждений, поименованных в ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которые производят взыскания по исполнительным документам граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве
При этом доводы кассационной жалобы относительно того, что денежные средства, поступающие от родственников Немцева Ю.Е. на его лицевой счет в исправительном учреждении, не являются доходами, не могут быть признаны состоятельными, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Общий принцип определения дохода закреплен в статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Исходя из системного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации, в частности его статьи 209, пункта 1 статьи 210, пункта 18.1 статьи 217, денежные средства, поступающие на лицевой счет осужденного от родственников на безвозмездной основе (в дар), являются не чем иным, как его доходами.
Основания для отмены вступивших в законную силу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2020 года по административному исковому заявлению Немцев Ю.Е. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" о признании незаконными действий по удержанию денежных средств с лицевого счета по исполнительному листу N 1-161/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Немцев Ю.Е. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.