Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N1 города Вельска" на решение Вельского районного суда Архангельской области от 10 марта 2020 года (дело 2а-207/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 мая 2020 года по административному исковому заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 1 города Вельска" о признании незаконными действий управления образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" по проведению внеплановой проверки безопасности и пропускного режима муниципальных образовательных дошкольных учреждений на территории муниципального образования "Вельский муниципальный район", отмене результатов указанной проверки
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 1 города Вельска" (далее по тексту - МБОУ "Средняя школа N 1 города Вельска") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просило признать незаконными проведение управлением образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" внеплановой проверки соблюдения требований безопасности и пропускного режима в отношении структурных подразделений учреждения: "Детский сад N 27 "Солнышко", "Детский сад N 11 "Радуга", "Детский сад N 43 "Улыбка", а также принятое по результатам такой проверки решение в части, касающейся МБОУ "Средняя школа N 1 города Вельска" и его структурных подразделений.
В обоснование требований указано, что управлением образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" в период с 7 по 15 ноября 2019 года проведена внеплановая проверка соблюдения требований безопасности и пропускного режима муниципальными образовательными дошкольными учреждениями, расположенными на территории муниципального образования "Вельский муниципальный район", в том числе, структурными подразделениями МБОУ "Средняя школа N 1 города Вельска", результаты которой изложены в акте от 15 ноября 2019 года. Полагает, что данная проверка проведена в отсутствие предусмотренного законом повода и с существенными нарушениями действующего законодательства.
Решением Вельского районного суда Архангельской области от 10 марта 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 мая 2020 года в удовлетворении иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 1 города Вельска" подала кассационную жалобу. В жалобе ставится вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении иска в связи с нарушением судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктами 3 и 4 статьи 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Исходя из положений подпункта 3 пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пункта 32 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 (далее по тексту также - Требования), органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, - управлением образования муниципального образования "Вельский муниципальный район" - на основании Положения осуществления ведомственного контроля за деятельностью муниципальных бюджетных, автономных образовательных учреждений муниципального образования "Вельский муниципальный район", утвержденного распоряжением управления образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" от 28 мая 2013 года N 377 (далее по тексту - также Положение N 377), проведены контрольные мероприятия, направленные на выявление того, созданы ли в подведомственных названному органу местного самоуправления образовательных организациях безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также выполняются ли в названных учреждениях требований к состоянию защищенности организаций от угроз криминального характера и террористических угроз, включающих обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Правомерным поводом для проведения данных контрольных мероприятий послужило обращение Вельского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 5 ноября 2019 года, из которого следовало, что названным федеральным органом государственной власти проводится расследование уголовных дел по фактам убийства малолетнего воспитанника муниципального дошкольного образовательного и халатного отношения сотрудников муниципального дошкольного образовательного учреждения, расположенного на территории, на которую распространяется юрисдикция этого органа, к осуществлению пропускного режима в таких учреждениях.
Право на осуществление ведомственного контроля в сфере образования, в том числе, на издание регламентирующих порядок проведения такого контроля правовых актов, управлению образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" предоставлено пунктами 3.22-3.23, 3.72 Положения об управлении образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район", утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования "Вельский муниципальный район" от 14 октября 2015 года N 350.
Соблюдение предусмотренной действующим законодательством, в том числе, Положением N 377, процедуры проведения контрольных мероприятий судом первой инстанции проверено, соответствующие выводы и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, приведены в судебном постановлении.
В результате проведенных контрольных мероприятий выявлены отдельные нарушения требований безопасности и пропускного режима, в том числе, в организациях дошкольного образования, являющихся структурными подразделениями МБОУ "Средняя школа N 1 города Вельска", что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, административным истцом не опровергнуто.
Ссылки подателя жалобы на то, что в августе 2019 года были проведены плановые проверки готовности организаций дошкольного образования, являющихся структурными подразделениями МБОУ "Средняя школа N 1 города Вельска", в том числе, в части обеспечения охраны и антитеррористической защищенности, в ходе которых какие-либо замечания к административному ответчику высказаны не были, не могут быть приняты во внимание, поскольку относятся к иному временному периоду.
Доводы административного истца о недостаточности финансирования, выделяемого на цели обеспечения соблюдения учреждением требований безопасности воспитанников и работников учреждения, его антитеррористической защищенности, не могут быть приняты во внимание, так как одним из результатов проверок в силу пункта 6.5 Положения N 377 является инициирование управлением образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" вопроса об увеличении объемов бюджетных ассигнований проверяемому учреждению.
Содержащиеся в кассационной ссылки на положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не могут служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных актов.
В силу положений, содержащихся в статье 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Настоящим Федеральным законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля);
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Таким образом, проверки, проводимые муниципальными органами - учредителями образовательных учреждений деятельности таких учреждений в порядке ведомственного контроля под действие настоящего закона не подпадают.
В соответствии с пунктом 1.3 устава МБОУ "Средняя школа N 1 города Вельска" учредителем учреждения является муниципальное образование "Вельский зальный район". Функции и полномочия учредителя осуществляет управление образования администраторами муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области (далее - управление образования).
Следовательно, учредитель образовательного учреждения имел право провести его проверку, руководствуясь перечисленными в судебных постановлениях правовыми актами.
В кассационной жалобе МБОУ "Средняя школа N 1 города Вельска" просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вельского районного суда Архангельской области от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 мая 2020 года по административному исковому заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 1 города Вельска" о признании незаконными действий управления образования администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" по проведению внеплановой проверки безопасности и пропускного режима муниципальных образовательных дошкольных учреждений на территории муниципального образования "Вельский муниципальный район", отмене результатов указанной проверки оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 1 города Вельска" - без удовлетворения.
Решение Вельского районного суда Архангельской области от 10 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 27 мая 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.