Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А. М, судей: Жидковой О.В, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 18 декабря 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 года по административному делу N3а- 301/2019 по административному исковому заявлению Березиной Н.Н. о признании не действующим в части Положения об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области, утверждённого решением совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 23 июня 2017 г. N 242, Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области - Сомовой М.В, представителей губернатора Ленинградской области - Вилаевой М.А. и Николина А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, Березиной Н.Н. и её представителя Соколова М.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А. полагавшего состоявшиеся по делу судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
23 июня 2017 г. советом депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области принято решение N 242 "Об утверждении Положения об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Положение)", которое официально опубликовано в газете "Гатчинская правда" 4 июля 2017 г, N 51, вступило в с силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.
Согласно статье 1 Положения им определяются условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области (далее - органы местного самоуправления Гатчинского муниципального района).
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 3 Положения установлено, что одним из условий возникновения у муниципальных служащих права на пенсию за выслугу лет является наличие стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в том числе наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района и органах местного самоуправления городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района - не менее десяти лет, из которых стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района Ленинградской области должен составлять не менее пяти лет, непосредственно на день увольнения с муниципальной службы. Требование наличия стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района Ленинградской области не менее пяти лет, непосредственно на день увольнения с муниципальной службы, не распространяется на лиц, уволенных из администрации муниципального образования "Город Гатчина" в администрацию Гатчинского муниципального района при передаче полномочий, в порядке перевода на основании части 2 статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с оглашением "О передаче осуществления части полномочий администрацией муниципального образования "Город Гатчина" Гатчинского муниципального района по решению вопросов местного значения администрации Гатчинского муниципального района.
Березина Н.А, имеющая стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района Ленинградской области 5 лет 2 месяца 15 дней и общий стаж муниципальной службы 17 лет 6 месяцев 5 дней, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приведённого подпункта 1.1 пункта 1 статьи 3 Положения, ссылаясь в обоснование требований на то, что оспариваемое положение ограничивают предусмотренное федеральным
законодательством право муниципального служащего на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Решением Ленинградского областного суда от 18 октября 2019 г. оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции суда от 29 января 2010 года административное исковое заявление Березиной Н.Н. удовлетворено частично.
Суд признал не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта 1.1 пункта 1 статьи 3 Положения в части слов "наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района и органах местного самоуправления городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района - не менее десяти лет, из которых стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района Ленинградской области должен составлять не менее пяти лет".
В удовлетворении остальной части требований Березиной Н.Н. отказано.
На вступившие в законную силу судебные акты Совет депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области подал кассационную жалобу, в которых ставится вопрос об их отмене. Ссылаются на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Удовлетворяя административные исковые требования (в части), суд первой инстанции исходил из вывода о том, что оспариваемые положения нарушают права и интересы административного истца и противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку возникновение права на государственную пенсию за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы не может быть поставлено в зависимость от стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции признала вывод суда правильным и соответствующим нормам материального права, которым регламентированы спорные правоотношения.
Единство основных требований к муниципальной службе, а также правовая и социальная защищённость муниципальных служащих в силу пунктов 7 и 8 статьи 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" являются основными принципами муниципальной службы.
Положениями статьи 5 того ж:е федерального закона и положениями статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена взаимосвязь государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы.
Согласно выраженной в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, а также ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы.
Осуществляя специальное правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих, в том числе вводя для них дополнительные гарантии в сфере пенсионных отношений, федеральный законодатель исходил из того, что единство публичной природы государственной гражданской службы и муниципальной службы, обусловленное объективной схожестью условий и порядка их прохождения, предполагает и общность основных принципов и условий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (пункт 6 статьи Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25- ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему федеральному закону.
Из приведённых положений пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" не следует, что стаж гражданской службы и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, должен быть получен исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определённого субъекта Российской Федерации или определённого муниципального образования, поскольку федеральный законодатель такого условия для предоставления права на пенсию за выслугу лет не устанавливает, получение стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы исключительно в органах государственной власти или органах местного самоуправления определённого субъекта Российской Федерации или определённого муниципального образования не оговаривает, определяя только минимальную продолжительность стажа гражданской службы и стажа муниципальной службы.
Само по себе право муниципального служащего на получение дополнительного пенсионного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет производно от его предшествующей трудовой деятельности на должностях муниципальной службы, предполагающей выполнение определённых, значимых для общества обязанностей, поэтому для приобретения права на пенсию за выслугу лет данная деятельность может осуществляться муниципальным служащим на должностях муниципальной службы, замещаемых на территории всей Российской Федерации, а не только отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и стаж муниципальной службы, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, учитывается на основании замещения должностей муниципальной службы на территории всей Российской Федерации в совокупности, а не только отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в частности.
В этой связи абзац первый подпункта 1.1 пункта 1 статьи 3 Положения в части слов "наличие стажа муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района и органах местного самоуправления городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района - не менее десяти лет, из которых стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Гатчинского муниципального района Ленинградской области должен составлять не менее пяти лет", предусматривающий условие предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим, согласно которому предоставление такого права поставлено в зависимость от определённого стажа муниципальной службы непосредственно в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования, обоснованно признан судом недействующим.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и на вывод о противоречии оспариваемого положения муниципального нормативного правового акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не влияют.
Данная позиция отражена в пункте 42 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)", утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019 года.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.
Таким образом, суды обязаны руководствоваться разъяснениями судебной практики, данными Верховным Судом Российской Федерации в соответствующих обзорах.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского областного суда от 18 декабря 2019 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 года по по административному исковому заявлению Березиной Н.Н. о признании не действующим в части Положения об условиях предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области, утверждённого решением совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 23 июня 2017 г. N 242 оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 18 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.