Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.?
судей: Зеленского А.М, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горшков А.Е. на решение Гдовского районного суда Псковской области от 20 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 мая 2020 года по административному делу N 2а-62/2020 по административному исковому заявлению Горшков А.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, объяснения представителя Горшкова А.Е. - Касищева Н.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшков А.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (далее - Управление Росреестра по Псковской области) о признании незаконным уведомления от 8 ноября 2019 года N КУВД-001/2019-13252756 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В обоснование требований Горшков А.Е. указал, что данное уведомление является незаконным, поскольку принадлежащий ему на праве собственности земельный участок с КН 60:03:0123401:228 имеет вид разрешенного использования аналогичный виду "Ведение садоводства", которым предусмотрено право размещения садовых домов; постановление об изменении вида разрешенного использования с "для ведения подсобного хозяйства" на "для дачного строительства" никем не оспорено, является действующим.
Решением Гдовского районного суда Псковской области от 20 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 мая 2020 года, в удовлетворении административного иска отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Горшков А.Е. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Горшкову А.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок с N, площадью 1478 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", южнее.
В соответствии со сведениями выписки из Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
Данный земельный участок был образован путем раздела земельного участка с N, который образован путем объединения земельных участков с КН N, N N, N, N, выделенных их пая в натуре земель колхоза "Красный моряк" Гдовского района Псковской области, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения.
С целью проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на дом, расположенный на спорном земельном участке, Горшков А.Е. обратился в Управление Росреестра по Псковской области.
08 ноября 2019 года административным ответчиком вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья (статья 77 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В градостроительных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 1 части 6 статьи 30, часть 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, судом обоснованно сделан вывод о том, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101 -ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Отказывая в удовлетворении административных требований, суд обоснованно отклонил ссылки Горшкова А.Е. на постановление Администрации Гдовского района от 16 марта 2011 г. N 72 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с ВРИ "для ведения личного подсобного хозяйства" на ВРИ "для дачного строительства", поскольку земельный участок истца находится за пределами населенного пункта и фактически является полевым земельным участком. В связи с чем оснований для изменения вида разрешенного использования этого участка без перевода земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию у органа местного самоуправления не имелось.
Нахождение земельного участка за пределами населенных пунктов и его категория в качестве земельного участка сельскохозяйственного назначения подтверждены выпиской из ЕГРН, выпиской из Правил землепользования и застройки сельского поселения "Юшкинская волость".
В кассационной жалобе Горшков А.Е. просит дать другую оценку содержащимся в материалах дела доказательствам.
Однако в силу части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права при принятии доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гдовского районного суда Псковской области от 20 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 мая 2020 по административному исковому заявлению Горшков А.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Горшков А.Е. - без удовлетворения.
Решение Гдовского районного суда Псковской области от 20 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 14 мая 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.