Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Жидковой О.В, Мальцевой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 октября 2019 года (N 2а-6322/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 07 мая 2020 года по административному исковому заявлению Бадулина Л.П. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании совершить действия
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бадулин Л.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании совершить действия.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 1976 г. по 1997 г. проходил службу в органах внутренних дел в отделе милиции по охране рыбного порта (далее - ОМОРП) УВД Мурманской области, уволен со службы по достижению предельного возраста.
В период прохождения службы в 1976 г. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека (он, супруга и двое несовершеннолетних детей). После расторжения брака в 1990 г. остался состоять на учете с составом семьи 1 человек, однако жилое помещение ему предоставлено не было.
После принятия в апреле 2019 г. жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области решения об отказе в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма в связи с ухудшением жилищных условий (добровольным отказом от приватизации жилого помещения по адресу: "адрес") решением жилищно-бытовой комиссии от 29 мая 2019 г. N 16 он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области от 29 мая 2019 г. N 16 о снятии его с учета сотрудников УМВД России по Мурманской области (пенсионеров МВД России), нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до 1 марта 2005 г, восстановить его в списках сотрудников УМВД России по Мурманской области (пенсионеров МВД России), нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до 1 марта 2005 г, и предоставить жилое помещение по договору социального найма по адресу: "адрес".
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 07 мая 2020 года административное исковое заявление Бадулина Л.П. удовлетворено.
Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области от 29 мая 2019 года N 16 в части снятия Бадулина Л.П. с учета сотрудников УМВД России по Мурманской области (пенсионеров МВД России), нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до 1 марта 2005 года.
Бадулина Л.П. восстановлен в списках сотрудников УМВД России по Мурманской области (пенсионеров МВД России), нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до 1 марта 2005 года
На вступившие в законную силу судебные акты Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области подало кассационную жалобу, в которых ставится вопрос об их отмене. Ссылается на нарушение судами норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Бадулин Л.П. с 1976 года по 30 июня 1997 г. проходил службу в органах внутренних дел в отделе милиции по охране рыбного порта (далее - ОМОРП) УВД Мурманской области в должности командира взвода (л.д. 69).
На основании приказа УВД от 19 июня 1997 г. N 206 л/с Бадулин Л.П. уволен со службы по достижению предельного возраста пребывания на службе.
Согласно учетным данным жилищно-бытовой комиссии УМВД по Мурманской области Бадулин Л.П. в 1976 г. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список сотрудников ОМОРП УВД, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 8).
В соответствии с ордером от 25 января 1979 г. на основании решения исполкома г. Мурманска Бадулину Л.П. (нанимателю) и членам его семьи (супруга Бадулина Л.В. и сын Бадулин В.Л.) по договору социального найма предоставлена неблагоустроенная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 50, 2 кв.м.
26 мая 1979 г. у супругов Бадулиных родился сын Бадулин Р.Л, который также стал проживать в квартире по указанному адресу.
Брак между Бадулиным Л.П. и Бадулиной Л.В. расторгнут 20 апреля 1990 г. (л.д. 15). После расторжения брака Бадулин Л.П. остался состоять на жилищном учете с составом семьи 1 человек.
Бадулин Л.П. в 1994 году заключил новый брак и с 18 марта 1994 г. по 20 мая 2010 г. был зарегистрирован по адресу: "адрес", "адрес" (общежитие).
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 15 апреля 2010 г. Бадулин Л.П. признан утратившим право пользования жилым помещение по адресу: "адрес", "адрес" (л.д. 10, 46-47).
Справкой ГОБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области" подтверждено, что Бадулин Л.П. с 22 июня 2010 г. по 20 февраля 2016 г. был зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д. 17).
Согласно письму Комитета имущественных отношений города Мурманска от 14 марта 2019 г. N 15-09/3015 многоквартирный "адрес" на основании постановления администрации города Мурманска от 30 декабря 2011 г. N 2807 был признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 30).
При расселении указанного многоквартирного дома комитетом имущественных отношений города Мурманска на основании договора социального найма от 12 февраля 2016 г. N 2807 Бадулиной Л.В. (наниматель) предоставлена благоустроенная двухкомнатная квартира по адресу: "адрес", общей площадью 54, 3 кв.м (л.д. 31-35).
В составе лиц, включенных в договор социального найма от 12 февраля 2016 г. и вселяемых в жилое помещение, Бадулин Л.П. указан в качестве бывшего супруга.
С 20 июня 2016 г. Бадулин Л.П. зарегистрирован и проживает в данном жилом помещении - "адрес" в "адрес" (л.д. 10, 16, 17, 18).
На основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 3 октября 2016 г. жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес", предоставлено в собственность Бадулиной Л.В. (бывшая супруга административного истца) и Бадулину В.Л. (сын), право собственности которых согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано 30 декабря 2016 г. (л.д. 29, 36).
Бадулин Л.П. от участия в приватизации указанного жилого помещения отказался.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, справке государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области Бадулин Л.П. жилых помещений или доли собственности в жилых помещениях на территории Российской Федерации не имеет (л.д. 21, 22, 24).
На основании решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области от 26 июня 2016 г. N 204 Бадулин Л.П. восстановлен на учете лиц УМВД России по Мурманской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получения жилого помещения), исходя из даты первоначальной постановки на данный учет, то есть с 1976 года.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области от 29 мая 2019 г. N 16 Бадулин Л.П. снят с учета сотрудников УМВД России по Мурманской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых до 1 марта 2005 г, в соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма).
Суды первой и апелляционной инстанций правильно удовлетворили требования Бадулина по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (пункт 2).
В силу статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Установив, что на момент постановки на учет в 1976 году Бадулин Л.П. как проживающий в общежитии рыбного порта нуждался в улучшении жилищных условий, при этом предоставленное в 1979 году жилое помещение по адресу: "адрес"- "адрес", "адрес", не соответствовало установленным санитарным и техническим требованиям, и в последующем административный истец не был обеспечен жилой площадью свыше нормы предоставления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для снятия Бадулина Л.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы представителя административного ответчика о намеренном ухудшении Бадулиным Л.П. жилищных условий при отказе от участия в приватизации жилого помещения по адресу: "адрес", являлись предметом тщательной оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные.
При этом суд исходил из установленных обстоятельств, свидетельствующих о том, что в феврале 2016 г. двухкомнатная квартира, общей площадью 54, 3 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", "адрес", была предоставлена в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации Комитетом имущественных отношений г. Мурманска как нанимателю бывшей супруге Бадулина Л.П. - Бадулиной Л.В. в порядке расселения аварийного жилого помещения 5 "адрес" "адрес", являлось благоустроенным жилым помещением равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Таким образом, вопрос обеспечения Бадулина Л.П. жилой площадью свыше нормы предоставления не менее 14 кв.м общей площади, утвержденной решением Мурманского городского Совета от 7 апреля 2005 г. N 6-62, что могло бы свидетельствовать об утрате Бадулиным Л.П. оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, применительно к пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в установленном порядке не был разрешен.
Суд апелляционной инстанции правильно согласился с суждениями Октябрьского районного суда города Мурманска относительно того, что Бадулин Л.П. не являлся членом семьи нанимателя Бадулиной Л.В. на момент вселения в жилое помещение по адресу: "адрес", "адрес", поскольку супруги расторгли брак в 1990 году, в силу сложившихся конфликтных отношений общее хозяйство не вели, в судебном порядке Бадулин Л.П. членом семьи нанимателя не признавался, согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии от 26 июня 2016 г. восстановлен на учете в составе семьи 1 человек (л.д. 69-71).
При установленных конкретных обстоятельствах отказ Бадулина Л.П. от участия в приватизации данного жилого помещения не влечет утраты оснований для получения им жилого помещения по договору социального найма, поскольку с момента постановки на учет (до 1 марта 2005 г.) и до принятия решения о снятии с учета жилищные условия Бадулина Л.П. улучшены не были. Иное бы противоречило положениям приведенной части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Приведенные в кассационной жалобе доводы получили оценку в постановлениях судов первой и апелляционной инстанций. Предусмотренных законом основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 07 мая 2020 года по административному исковому заявлению Бадулина Л.П. о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Мурманской области о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании совершить действия оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 07 мая 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.