Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Темнова В.П. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2019 года (N 2а-8498/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 января 2020 года (N 33а-259/2020) по административному исковому заявлению Темнова В.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области) о признании незаконными решений от 11 января 2019 года и от 25 февраля 2019 года, возложении обязанности произвести действия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы представителя Управления Росреестра по Ленинградской области Анискиной Р.Р. и представителя ФГКУ "Северо-Западное Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Тимофеевой Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Темнов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Ленинградской области, указав в обоснование требований, что с ДД.ММ.ГГГГ он обладает правом постоянного (бессрочного) пользования на объект недвижимости - земельный участок N площадью 2772 кв.м, с кадастровым номером N, расположенным по адресу: "адрес" на территории СНТ "Хрустальное". В 1992 году на землях Ржевского полигона (войсковая часть 33491) была выделена земля площадью 8, 3 га войсковой части 48254 на праве постоянного (бессрочного) пользования для организации и расширения коллективного садоводства. При войсковой части 48254 было создано СТ "Хрустальное", которое расположено по адресу: "адрес"".
Регистрация СТ "Хрустальное" войсковой части 48254 подтверждена постановлением главы администрации Всеволожского района Ленинградской области N 1078 от 29 июня 1992 года.
В 1992 году земля, на которой было образовано СТ "Хрустальное" войсковой части 48254, находилась в пользовании Министерства Обороны СССР (РСФСР), то есть находилась в федеральной собственности.
Постановление администрации муниципального образования "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области N 138 от 16 июля 2014 года устанавливает, что земельный участок, на котором расположено СНТ "Хрустальное" площадью 20, 38 га (8, 30 га - в собственности, 12, 08 га - в аренде) для ведения коллективного садоводства находится на землях Министерства обороны.
Земельный участок N предоставлен административному истцу в 1992 году землепользователем - войсковой частью 48254 в соответствии с Генеральным планом коллективного СТ "Хрустальное" войсковой части 48254 за номером N.
В результате выноса в натуру Генерального плана коллективного СТ "Хрустальное" NГП реальная площадь садового земельного участка N составила площадь 2520 кв.м.
Административным истцом было выполнено межевание земельного участка N, по результатам которого земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N.
25 декабря 2018 года Темнов В.П. обратился через ГБУ ЛО МФЦ филиал "Всеволожский Заводская" с заявлением N о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество: земельный участок N с кадастровым номером N.
Управлением Росреестра по Ленинградской области административному истцу было выдано уведомление от 11 января 2019 года N о приостановлении государственной регистрации.
Административным истцом в ГБУ ЛО МФЦ филиал "Всеволожский Заводская" было подано вторично заявление N от 13 февраля 2019 года о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Управлением Росреестра по Ленинградской области административному истцу было выдано уведомление от 25 февраля 2019 года N (N) о невозможности возобновления приостановления государственной регистрации.
Темнов В.П. просил суд признать незаконным решения от 11 января 2019 года и от 25 февраля 2019 года Управления Росреестра по Ленинградской области о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок N площадью 2772 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" СНТ "Хрустальное"; обязать Управление Росреестра по Ленинградской области произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок N площадью 2772 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" СНТ "Хрустальное".
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 апреля 2009 года в удовлетворении административных исковых требований Темнова В.П. было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 15 августа 2019 года решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 апреля 2009 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Северо-Западное Территориальное Управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 января 2020 года, административные исковые требования Темнова В.П. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 января 2020 года, поданной в суд первой инстанции 15 июля 2020 года, Темнов В.П. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными, необоснованными, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 25 декабря 2018 года Темнов В.П. обратился в Управление Росреестра по Ленинградской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", СНТ Хрустальное, уч. N, предоставив для регистрации чек от 25 декабря 2018 года N (350 рублей), кадастровый паспорт земельного участка (справочно) от 7 декабря 2016 года N; свидетельство о праве на землю в постоянное пользование от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенное ФИО6, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербург ФИО7 10 декабря 2018 года, реестровый N; кадастровый паспорт земельного участка (справочно) от 3 ноября 2015 года N; письмо (справочно) от 15 января 2018 года; форма заявления (справочно) от 25 декабря 2018 года.
Согласно представленному на регистрацию свидетельству о праве собственности на землю в постоянное пользование, постановлением главы администрации Всеволожского района Ленинградской области от 14 мая 1992 года N для организации коллективного садоводства в постоянное пользование войсковой частью 48254 предоставлено 4, 8 га сельскохозяйственных угодий (сенокосов). Свидетельство N выдано ДД.ММ.ГГГГ.
11 января 2019 года Управлением Росреестра по Ленинградской области вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации N, согласно которому государственная регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", СНТ Хрустальное, уч. N приостанавливается до 11 апреля 2019 года. Основанием к вынесению уведомления послужило непредоставление заявителем документов, подтверждающих или устанавливающих право собственности Темнова В.П. на земельный участок.
13 февраля 2019 года Темновым В.П. было подано заявление о предоставлении дополнительных документов - его пояснительного заявления.
25 февраля 2019 года Управлением Росреестра по Ленинградской области вынесено уведомление о невозможности возобновления приостановления государственной регистрации N, N, согласно которому документы, поданные административным истцом 13 февраля 2019 года не устраняют причин приостановления регистрации, изложенных в уведомлении от 11 января 2019 года N.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24 апреля 2007 года земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности Российской Федерации, в состав данного земельного участка входит спорный земельный участок.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленные административным истцом на государственную регистрацию документы не соответствовали требованиям пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также учитывая, что спорный земельный участок входит в состав земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, пришел к выводу о законности оспариваемых уведомлений, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац 1 пункта 9.1).
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзац 4 пункта 9.1).
В случае если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается (абзац 5 пункта 9.1).
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Таким образом, с учетом представленных Темновым В.П. документов у административного ответчика имелись основания для приостановления государственной регистрации права собственности административного истца на земельный участок.
Доводы административного истца о необходимости применения статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правильно признаны несостоятельными.
Согласно части 1 статьи 49 названного Федерального закона документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:
-акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
-акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
-выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
-иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.
Таких документов в отношении земельного участка Темновым В.П. представлено не было, более того, судом установлено, что спорный земельный участок находится в составе земельного участка принадлежащего на праве собственности Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности определен Главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации, в силу статьи 39.1 которого земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Акт государственного органа о предоставлении Темнову В.П. спорного земельного участка ни административному ответчику, ни судам представлен не был.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанции дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебного акта, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 января 2020 года без изменения, кассационную жалобу Темнова В.П. - без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 января 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 30 сентября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.