Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Ворса И. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 декабря 2019 года (N 2а-8304/2019) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 мая 2020 года (N 33а-6959/2020) по административному исковому заявлению Ворса Игоря Олеговича об оспаривании решения Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области от 16 сентября 2019 года N 380-00117Б19-0001239.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения Ворса И. и его представителя Киева Р.Д, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ворс ФИО11 обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области N от 16 сентября 2019 года об отклонении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации. В качестве меры по восстановлению нарушенного права Ворс ФИО12 просил обязать УВМ ГУ МВД России по Иркутской области повторно рассмотреть заявление о приеме в гражданство Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Ворс ФИО13 указал, что 17 июня 2019 года обратился в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Решением УВМ ГУ МВД России по Иркутской области N от 16 сентября 2019 года его заявление отклонено на основании пунктов "а", "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в связи с тем, что в заявлении о принятии в гражданство Российской Федерации им не указаны все должности за период работы с апреля 2014 года по сентябрь 2018 года. По мнению административного истца, решение является незаконным, поскольку при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации у него отсутствовал умысел на введение государственных органов в заблуждение и указание только последней должности при работе в департаменте Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по г. Алматы не является заведомо ложными сведениями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 мая 2020 года, административные исковые требования Ворса И. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 мая 2020 года, поступившей в суд первой инстанции 27 июля 2020 года, Ворс И. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда этим обстоятельствам, нарушением норм материального и процессуального права, настаивая на доводах административного иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Ворс И, гражданин Республики Казахстан, 17 июня 2019 года обратился в УВМ ГУ МВД России по Иркутской области с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации на основании статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Решением УВМ ГУ МВД России по Иркутской области от 16 сентября 2019 года N заявление Ворса И. о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено в соответствии с пунктами "а" и "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в связи с поступившими из УФСБ России по Иркутской области сведениями о наличии информации о действиях Ворса И, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, а также сообщения им о себе заведомо ложных сведений.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом поступившей информации из УФСБ по Иркутской области, имелись основания, предусмотренные пунктами "а" и "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" для отклонения заявления Ворса И. о приеме в гражданство Российской Федерации и принятое административным ответчиком решение является законным, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает правила, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Согласно статье 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Одним из оснований приобретения гражданства Российской Федерации согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" является прием в гражданство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.
Упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации - приобретение гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства в порядке, не требующем соблюдения отдельных требований, установленных для приобретения гражданства Российской Федерации на общих основаниях, в зависимости от имеющихся у них жизненных обстоятельств, учитываемых государством в качестве юридически значимых.
В соответствии со статьей 35 указанного Федерального закона решение о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.
В соответствии с пунктом 17.5 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19 марта 2008 года N 64, действующего до 22 ноября 2019 года (далее - Административный регламент), должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца в одном экземпляре.
Статья 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" содержит основания отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:
а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
д) использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
В соответствии со статьей 17.4 Административного регламента должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки, указанные в подпунктах 16.3-16.4 Административного регламента.
Пунктом 16.3 Административного регламента должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке и восстановлении в гражданстве Российской Федерации запрашивается заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России и проводит соответствующие проверки:
-по учетам ФМС России и территориальных органов для выявления оснований, предусмотренных пунктами "б" и "в" статьи 16 Федерального закона;
-по учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России и информационных центров министерств внутренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации по месту жительства заявителя для выявления оснований, предусмотренных пунктами "д"-"ж" статьи 16 Федерального закона. Для проведения проверок оформляются соответствующие запросы в автоматизированном виде или почтовыми сообщениями по формам, установленным в системе МВД России.
Согласно пункту 25 Административного регламента в соответствии с пунктом 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, процедура отклонения заявлений, связанных с изменением гражданства, исполняется путем вынесения соответствующего заключения (решения), согласованного с руководителем подразделения территориального органа, ведающего вопросами гражданства и утвержденного руководителем территориального органа или лицом, исполняющим его обязанности, либо составлением мотивированного письма (в произвольной форме) с указанием причин отклонения, только после проведения всех необходимых проверок.
В силу пункта 36.3 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, решения по заявлениям о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации принимаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию соответственно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, территориальными органами безопасности.
Пунктом 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, установлено, что в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" оснований для отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктами "а"-"в" части первой статьи 16 и частью четвертой статьи 41.2 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" оснований для отказа в признании гражданином Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Решения об отклонении заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в признании гражданином Российской Федерации или в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.
Установив указанные обстоятельства, а также руководясь вышеприведенными нормами права, суды пришли к правильному выводу о том, что при отсутствии согласования компетентного органа в области обеспечения безопасности Российской Федерации в соответствии с пунктами 36.3, 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, у УВМ ГУ МВД России по Иркутской области имелись основания для принятия решения об отказе в приеме административного истца в гражданство Российской Федерации.
Суд первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 мая 2020 года без изменения, кассационную жалобу Ворса И. - без удовлетворения.
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 25 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 27 мая 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 29 сентября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.