Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Иващенко В.Г., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 3 сентября 2020 года) жалобу Танчина И.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Советского района Ставропольского края, от 27 августа 2019 года, решение судьи Советского районного суда Ставропольского края от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Танчина И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Советского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Советского района Ставропольского края, от 27 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда Ставропольского края от 8 ноября 2019 года, Танчин И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Танчин И.В. просит отменить постановленные судебные акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
В соответствии с частью 5 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.
Согласно части 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД (дислокация г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 23 марта 2018 года N 18810123180326092522 Танчин И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Вместе с тем, 12 июля 2019 года в 14 часов 59 минуты на 273 км федеральной автодороги " "адрес" Танчин И.В. в нарушение пункта 10.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), управляя транспортным средством "данные изъяты" государственный регистрационный знак "данные изъяты", превысил установленную скорость движения транспортного средства на 93 км/ч, двигаясь со скоростью 163 км/ч при разрешенной 70 км/ч.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Танчина И.В. к административной ответственности по части 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С такими актами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как усматривается из постановления должностного лица от 26 марта 2018 года о привлечении Танчина И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данное постановление вступило в законную силу 7 мая 2018 года, о чем в постановлении имеется отметка должностного лица (л.д. 10, 50).
Исходя из указанной даты вступления в законную силу постановления должностного лица и до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, Танчин И.В. судебными инстанциями был признан подвергнутым административному наказанию, а допущенное им 12 июля 2019 года деяние - повторным совершением административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно представленной копии вступившего в законную силу решения Новокубанского районного суда Краснодарского края от 18 мая 2020 года, Танчину И.В. восстановлен срок для обжалования постановления заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД (дислокация г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 23 марта 2018 года N 18810123180326092522, жалоба Танчина И.В. удовлетворена, постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД (дислокация г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 23 марта 2018 года N 18810123180326092522 отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Танчина И.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виду отсутствия состава административного правонарушения.
То есть, исходя из приведенных выше положений статей 4.3, 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент совершения административного правонарушения 12 июля 2017 года признать Танчина И.В. лицом, подвергнутым административному наказанию, нельзя, поскольку постановление заместителя начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД (дислокация г. Краснодар) ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 23 марта 2018 года N 18810123180326092522 отменено.
Таким образом, действия Танчина И.В. подлежали квалификации по части 5 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переквалификация совершенного Танчиным И.В. деяния с части 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 5 статьи 12.9 названного Кодекса согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, а также учитывая то, что факт превышения Танчиным И.В. 12 июля 2019 года в 14 часов 59 минут установленной скорости движения транспортного средства на более 80 километров в час подтверждается собранными по делу доказательствами и не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности, состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении судебные акты подлежат изменению путем переквалификации действий Танчина И.В. с части 7 на часть 5 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание те обстоятельства, что Танчин И.В. вину в совершении административного правонарушения признал, однако ранее он неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений (л.д. 5-6), полагаю возможным назначить Танчину И.В. административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 6 месяцев.
Доводы жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в деянии Танчина И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отклонению, поскольку отмена постановления должностного лица административного органа от 23 марта 2018 года N 18810123180326092522 не препятствует признанию Танчина И.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 5 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Советского района Ставропольского края, от 27 августа 2019 года, решение судьи Советского районного суда Ставропольского края от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Танчина И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению путем переквалификации его действий с части 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 5 статьи 12.9 указанного Кодекса с назначением административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев, в наибольшей степени отвечающего требованиям статей 4.1 - 4.3 названного Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Танчина И.В. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Советского района Ставропольского края, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 3 Советского района Ставропольского края, от 27 августа 2019 года, решение судьи Советского районного суда Ставропольского края от 8 ноября 2019 года, вынесенные в отношении Танчина И.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: переквалифицировать его действия с части 7 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 5 статьи 12.9 названного Кодекса и назначить ему административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Иващенко В.Г.
Справка:
мировой судья Лейбич Т.А.
судья районного суда Моргунова Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.