Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибковой Марины Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) о возложении обязанности включить в стаж педагогической деятельности периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по стрости, взыскании компенсации морального вреда, назначении страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску (межрайонное) на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р, возражения на кассационную жалобу представителя Грибковой М.Ю. - адвоката Лучко И.И, действующей на основании ордера N с 188285 от 30 июля 2020 года и доверенности N 26АА2566197 от 4 июня 2019 года, судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Грибкова М.Ю. обратилась в суд с иском с уточнением требований в порядке статьи 39 ГПК РФ к ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в трудовой стаж периоды работы, дающие право на назначение страховой пенсии по старости, и назначить страховую пенсию по старости, взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
Обращаясь в суд, Грибкова М.Ю. указала, что в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи осуществлением педагогической деятельности, пенсионным органом не включены периоды с 9 марта 1989 года по 10 июля 1989 года в должности преподавателя, с 13 сентября 1990 года по 22 февраля 1991 года, с 31 августа 1992 года по 30 сентября 1993 года в должности ассистента кафедры музыкальных инструментов (педагогическая работа) в Дагестанском государственном педагогическом институте (высшее учебное заведение). Данные периоды подлежат включению в льготный стаж работы на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 (подпункта "е" пункта 1), пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в редакции до 1 января 2019 года, с учетом постановления Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года N 2-П. Периоды нахождения с 23 февраля 1991 года по 22 июня 1992 года в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, 22 декабря 1990 года рождения, до достижения им возраста 1, 5 лет, с 23 июня 1992 года по 30 августа 1992 года - в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3-х лет подлежат включению в специальный стаж работы на основании приведенного Положения. При включении указанных периодов, специальный стаж работы по состоянию на 10 декабря 2018 года составит 25 лет 1 месяц 11 дней, а величина индивидуального пенсионного коэффициента более 30 баллов, следовательно, пенсия подлежит назначению со дня обращения - с 10 декабря 2018 года.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2019 года Грибковой М.Ю. во взыскании компенсации морального вреда отказано, в остальной части требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионного органа ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Как установлено судами, решением пенсионного органа от 7 марта 2019 года Грибковой М.Ю. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия 25-летнего стажа педагогической деятельности. Из решения комиссии следует, что общая продолжительность специального (педагогического) стажа Грибковой М.Ю. на день обращения с заявлением о назначении пенсии составила 21 год 5 месяцев 21 день.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 16 июля 2013 года N 1143-О, от 17 февраля 2015 года N 286-О, от 23 апреля 2015 года N 827-О, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
Удовлетворяя требования Грибковой М.Ю. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, работы истицы в должности преподавателя с 9 марта 1989 года по 10 июля 1989 года; в должности ассистента кафедры музыкальных инструментов (педагогическая работа) в Дагестанском государственном педагогическом институте (высшее учебное заведение) с 13 сентября 1990 года по 22 февраля 1991 года, с 31 августа 1992 года по 30 сентября 1993 года; периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суды первой и апелляционной инстанций распространили на приведенные спорные периоды положения пенсионного законодательства от 17 декабря 1959 года N 1397, Закона СССР от 19 июля 1973 года N 4536-У111 "Об утверждении Основ Союза ССР и союзных республик о народном образовании", Закона РСФСР от 2 августа 1974 года "О народном образовании", Положения о детской музыкальной, художественной школе и школе искусств (приложение к приказу Министерства куль туры СССР от 17 июля 1978 года N 515).
Действительно, подпунктом "м" пункта постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами нижестоящих судов и их правовым обоснованием исходя из следующего.
Пенсионное законодательство Российской Федерации наряду с установлением общих условий назначения пенсий определяет особенности приобретения права на пенсию некоторыми категориями граждан. При этом льготные условия назначения трудовой пенсии находятся в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность, исходя из чего, законодателем определяются исчерпывающие Списки должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение трудовой пенсии на льготных условиях. Тем самым, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости дает не сам факт педагогической работы, а определенная ее специфика для отдельных должностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в ранее действовавших Перечне учреждений и должностей, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, отсутствуют наименования должности концертмейстера, в которой согласно данным трудовой книжки работала истец.
Согласно Общесоюзному классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденного Постановлением Госкомитета СССР по стандартам от 27 августа 1986 года, постановлению Минтруда Российской Федерации от 11 ноября 1992 года N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации", должность "концертмейстер" является самостоятельной, поскольку предусматривает выполнение должностных обязанностей, отличных от должности "преподаватель", и предусматривает иные квалификационные требования.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 указанных Положений учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах.
При этом в пункте 3.1 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" указано, что в подпункте "е" пункта 1 Положения предусмотрена, в частности, исследовательская работа в научно-исследовательских учреждениях. К числу должностей, занятие которых определяет исследовательский характер, могут быть отнесены должности: руководителей и заместителей руководителей научно-исследовательских институтов и их структурных подразделений (отделов, секторов и т.д.), кроме заместителей руководителей институтов по административно-хозяйственной части и руководителей хозяйственных и подсобных подразделений институтов; научных работников всех наименований (старших, младших), в том числе ассистентов.
Таким образом, для включения спорных периодов работы истицы с 9 марта 1989 года по 10 июля 1989 года, с 13 сентября 1900 года по 30 сентября 1993 года в специальный стаж необходимо занятие указанных должностей и проведение педагогической и исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, следовательно, суду необходимо выяснить данное требование пенсионного законодательства, действовавшего в спорные периоды, также предусматривалась ли Списками должность "ассистент кафедры".
Согласно пенсионному законодательству, в том числе Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсии по выслуге лет отдельным категориям работников здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, утвержденного постановлением Совета Министров от 17 декабря 1959 года N 1397, засчитывается только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях и в учреждениях, поименованных в Перечне.
Условия зачета работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, и порядок его подтверждения урегулированы положениями части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение". Условия зачета профессионального стажа также приведены в постановлении Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года.
С учетом изложенного, судебные постановления нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть указанное, поставить на обсуждение вопросы: предусмотрены ли занимаемые истицей должности и учреждения Перечнем, действовавшим в период её работы, если да, то определить условия зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии; и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 19 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 12 февраля 2020 года отменить и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.