Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шхагошев Э.М, Эльканова З.С-А, Кипкеева Р.М, Малышевой Л.Р, Насипова А.М, Меремукова А.М, Урусова А.М. к МВД России, МВД по Карачаево-Черкесской Республике об изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и уникального номера в базе данных
по кассационной жалобе МВД России, МВД по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 марта 2020 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия, установила:
Шхагошев Э.М, Эльканов З.С-А, Кипкеев Р.М, Малышева Л.Р, Насипов А.М, Меремуков А.М, Урусов А.М. обратились с иском к МВД России, МВД по Карачаево-Черкесской Республике об изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и уникального номера в базе данных, ссылаясь на то, что являются действующими сотрудниками, либо пенсионерами МВД по КЧР.
Будучи нуждающимся в улучшении жилищных условий, каждый из них обратился в МВД по КЧР с заявлением на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о чем имеется запись в регистрационном журнале жилищно-бытовой комиссии.
30 октября 2012 года жилищно-бытовая комиссия МВД по КЧР во время заседания приняла решение о постановке истцов и членов их семей на учет на получение единовременной социальной выплаты. Протокол заседания ЖБК от 30 октября 2012 года N не был своевременно утвержден.
Истцы указывают, что МВД по КЧР, своим распоряжением от 18 апреля 2013 года N, утверждает протокол заседания ЖБК N от 30 октября 2012 года, чем нарушает их права, поскольку дата уникального номера меняется на более позднюю.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 марта 2020 года, исковые требования Шхагошева Э.М, Эльканова З.С-А, Кипкеева Р.М, Малышевой Л.Р, Насипова А.М, Меремукова А.М, Урусова А.М. удовлетворены.
В кассационной жалобе МВД России, МВД по Карачаево-Черкесской Республике ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Частью 2 названной статьи установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).
В соответствии с п. 11 Правил, дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Согласно п. 15 (действовавшего на момент возникших отношений) Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются актами федерального органа исполнительной власти.
Согласно п. 17 Правил заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия, соответствующего решения.
В силу п. 18 Правил, выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.
Согласно п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В соответствии с п. 31 единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет. При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации зависит от стажа службы и даты подачи заявления.
В соответствии с пунктом 1, 4.2, 7, 8, 10 Порядка формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета, утвержденного приказом от 30 марта 2012 года N 207, целью формирования базы данных является получение полной, достоверной и актуальной информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также снятых с данного учета. База данных формируется в отношении сотрудников МВД России- в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы МВД России по месту службы.
Внесение информации в базу данных осуществляется на основании правовых актов МВД России и органов о принятии или снятии с учета для получения единовременной выплаты, а также решений комиссии по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам об изменении сведений учетных дел в течение пяти рабочих дней с момента принятия.
Первичная информация вносится в базу данных с присвоением восемнадцатизначного номера, в котором 1 символ- код федерального округа Российской Федерации, 2 и 3 код субъекта Российской Федерации, с 4 по 6 уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. Внесение информации в базу данных осуществляется должностными лицами, которые назначаются в установленном порядке.
Исходя из формулировки пункта 8 Порядка формирования и ведения базы данных, устанавливающего порядок внесения первичной информации в базу данных, данная информация может быть изменена по решению суда, в части даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в целях восстановления нарушенных прав истцов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, правомерно исходили из того, что поскольку в отношении протокола N от 30 октября 2012 года распоряжение ответчиком в срок издано не было, и согласно учетных дел истцов в настоящее время в базе данных в уникальных номерах днем постановки на учет является 18 апреля 2013 года, что является датой по истечению почти шести месяцев с даты решения жилищно-бытовой комиссии о постановке сотрудников МВД на учет от 30 октября 2012 года N, то требования истцов подлежат удовлетворению.
Судебные инстанции исходили из того, что со стороны ответчика имелись нарушения прав истца при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из письма МВД России N от 21 января 2019 года (том 1, л.д. 168- 172) следует, что при рассмотрении вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в материалах, направленных из МВД по КЧР в КРУ и ГУСБ МВД России, были выявлены нарушения.
По результатам служебной проверки МВД по КЧР, утвержденной 02 апреля 2019 года (том 3, л.д. 194 - 245) выявлены факты внесения должностными лицами МВД по КЧР недостоверных сведений в официальные документы, предоставляющие право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, среди которых указан и протокол ЦЖБК МВД по КЧР от 30 октября 2012 года N, утвержденный распоряжением МВД по КЧР от 18 апреля 2013 года N (впоследствии распоряжением от 16 ноября 2012 года N, на основании внесенных изменений распоряжением от 29 октября 2015 года N).
Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении протокола N ЦЖБК МВД по КЧР от 30 октября 2012 года распоряжение ответчиком было издано не в срок.
Доводы кассационной жалобы, являлись предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 27 ноября 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 марта 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу МВД России, МВД по Карачаево-Черкесской Республике без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.