Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Камышовой Т.В, Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Суковатициной О.Н, Суковатицина М.А. к Администрации г. Лермонтова Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения об исключении из списка молодых семей
по кассационной жалобе Администрации г. Лермонтова Ставропольского края на решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 15 августа 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 06 ноября 2019 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия, установила:
Решением Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 15 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 06 ноября 2019 года исковые требования Суковатициной О.Н, Суковатицина М.А. к Администрации г. Лермонтова Ставропольского края, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным решения об исключении из списка молодых семей удовлетворены в полно объеме.
В кассационной жалобе Администрацией г. Лермонтова Ставропольского края поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и принятии нового судебного акта.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим им на праве собственности.
В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 гг. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".
В силу подпункта "е" пункта 2 данных Правил социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Таким образом, социальная выплата могла быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Лермонтова N от 27.12.2017 семья Суковатициной О.Н. в составе 4 человек - Суковатициной О.Н, 07 декабря 1983 года рождения, ее супруга Суковатицина М.А, 16 августа 1986 года рождения, дочери С.С.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери С.М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - признана нуждающейся в жилом помещении в целях включения в Список молодых семей - участников государственной программы Российской Федерации "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, мероприятии "Улучшение жилищных условий молодых семей Ставропольского края" подпрограммы "Жилище" государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Лермонтове" муниципальной программы "Социальная поддержка граждан города Лермонтова", утвержденного постановлением Администрации города Лермонтова N932 от 01.11.2016.
Постановлением Администрации города Лермонтова N100 от 07.02.2018 семья Суковатициной О.Н. включена в "Список молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы под номером 51.
Постановлением Администрации города Лермонтова N155 от 05.03.2019 семья Суковатициной О.Н. исключена из Списка молодых семей - участников основного мероприятия обеспечение жильем молодых семей" на основании пункта 2 и подпункта "б" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050).
В качестве оснований для исключения семьи из Списка указано, что после проверки представленных документов установлено нарушение требований пункта 2 указанных Правил, в соответствии с которым социальная выплата может быть использована, в том числе, и для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. Подпункт "ж" Правил был введен в действие Постановлением Правительства РФ N940 от 14.08.2018 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ".
Также в качестве основания для исключения семьи истца из Списка, указано отсутствие в договоре долевого строительства реквизитов свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также то, что свидетельство о праве на получение социальной выплаты не выдавалось и указано на невозможность использования социальной выплаты на погашение ипотечного кредита, по которому созаемщиками выступают лица, не являющиеся членами молодой семьи, в данном случае, из-за участия в кредитном договоре в роли созаемщика матери Суковатицина М.А. - С.Л.В.
Разрешая исковые требования, судебные инстанции, исследовав юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что семья Суковатициной О.Н. на момент ее признания в 2017 году участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявившая желание получить социальные выплаты, соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в получении социальной выплаты, но с момента постановки в список участников подпрограммы меры социальной поддержки не получила, в связи с чем имеет право на получение социальной выплаты для погашения долга по жилищному кредиту.
Пункт 45 (1) Правил вступил в законную силу с 01.09.2018 г, договор участия в долевом строительстве N, заключен между ООО "КавМинТрестСтрой" и Суковатициным М.А, Суковатициной О.Н, действующей также в интересах несовершеннолетних детей С.С.М., С.М.М., 21.02.2018, т.е. до внесения изменений в Правила, следовательно, положения п.п. "ж", п. 2 и п. 45(1) Правил на семью Суковатициной О.Н. не распространяются.
При этом суды сослались на положения ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения которых указывают на недопустимость придания обратной силы закону, ухудшающему социальные права граждан.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с правомерностью и обоснованностью выводов судов первой и апелляционной инстанций, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно и верно применены нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы не противоречат нормам материального права и процессуального законодательства, были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных в судебном заседании доказательств, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Лермонтовского городского суда Ставропольского края от 15 августа 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 06 ноября 2019 года
оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.Лермонтова Ставропольского края без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Нурмухаметова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.