Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Баранова Г.В.
судей Гайдарова М.Б, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тимофеевой В.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 30 января 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Тимофеевой В.В. к МИФНС России N 5 по Саратовской области о признании незаконными действий налогового органа при начислении транспортного налога.
Заслушав доклад судьи Баранова Г.В, Тимофееву В.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя МИФНС России N 5 по Саратовской области, УФНС России по Саратовской области - Матвееву Ю.А, возражавшую относительно доводов кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия
установила:
Тимофеева В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России N 5 по Саратовской области о признании незаконными действий налогового органа при начислении транспортного налога.
Требования мотивированы тем, что 12 мая 2017 года она приобрела автомобиль ГАЗ-2217 "Соболь Баргузин" как легковой семейный минивэн на 6 посадочных мест (помимо водительского).
МИФНС N 5 начислила налог за 2017 год как на автобус, отказавшись предоставить льготу как многодетной семье, пояснив, что в соответствии с Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года N 109- ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога" льготы по транспортному налогу на автобус имеют многодетные семьи, в которых семь и более детей, а ее семья под эту категорию не подходит. Семье можно получить льготу по уплате транспортного налога только на легковой автомобиль.
В ПТС в технических характеристиках транспортного средства ГАЗ-2217 государственный регистрационный знак N, 2007 года выпуска указана категория "В", автомобиль классифицирован как "Автобус. Прочие".
При этом его максимальная масса не превышает 3, 5 тонны, число пассажирских мест (помимо места водителя) не превышает 8-ми мест, то есть его классификация по типу "В" соответствует наименованию этого типа Венской конвенции по типу "М-1" приложения сравнительной таблицы и технического регламента - механическое транспортное средство для перевозки пассажиров, имеющее не менее четырех колес и не более восьми мест для сиденья, кроме места водителя (т.е. легковое транспортное средство).
Истец просила признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Саратовской области по применению к вышеуказанному автомобилю, принадлежащего Тимофеевой В.В, ставки транспортного налога, установленной для автобусов. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 5 по Саратовской области предоставить льготу Тимофеевой В.В, как многодетной матери по уплате транспортного налога на автомобиль из ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей.
Решением Ртищевского районного суда Саратовской области от 16 октября 2019 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 30 января 2020 года решение Ртищевского районного суда Саратовской области от 16 октября 2019 года отменено, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной Тимофеевой В.В. 07 августа 2020 года, поступившей в Первый кассационный суд 17 августа 2020 года, ставится вопрос об отмене апелляционного определения ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Апелляционное определение сомнений в законности и обоснованности не вызывает, а доводы, приведенные в жалобе, не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Содержанием оспариваемых судебных актов и материалами дела установлено, что Тимофеевой В.В. принадлежит автомобиль ГАЗ-2217, согласно паспорту технического средства автомобиль имеет наименование (тип ТС)-"Автобус.Прочие", категория ТС "В", мощность двигателя 140 л.с, разрешенная максимальная масса-2900 кг.
Тимофеевой В.В. исчислен транспортный налог за 2017 год (количество месяцев в году-7/12) в сумме 3430 рублей, с применением ставки транспортного налога, установленной статьей 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года (ред. от 08 ноября 2017 года) N 109-ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога" в размере 42 рублей за одну лошадиную силу, что усматривается из налогового уведомления, представленного истцом и не оспаривалось представителем ответчика.
В адрес Тимофеевой В.В. было направлено налоговое уведомление от 14 июля 2018 года N 16968988 об оплате транспортного налога за 2017 год, в том числе за автомобиль ГАЗ-2217 в сумме 3430 рублей со сроком уплаты 03 декабря 2018 года.
21 декабря 2018 года Тимофеева В.В. обратилась в МИФНС России N 5 по Саратовкой области о предоставлении её семье льготы по уплате транспортного налога, в соответствии с пунктом 1 подпункта "г" статьи 4 Закона N 109-ЗСО (как многодетной семье), на автотранспортное средство ГАЗ-2217 "Соболь Баргузин", государственный регистрационный знак N
Письмом N 04-76/00463 от 22 января 2019 года Тимофеевой В.В. отказано в предоставлении льготы с указанием на то, что многодетной семье, имеющей в составе трех детей, льгота не может быть предоставлена в отношении заявленного транспортного средства, так как это транспортное средство является автобусом, льготу по налогу за это транспортное средство может получить семья, у которой семь и более детей.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что разрешенная максимальная масса транспортного средства - автомобиля ГАЗ 2217 не превышает 3500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, то есть его классификация по категории "B" соответствует наименованию этой категории по Венской Конвенции по типу "М1" - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя, в связи с чем отнёс транспортное средство к категории легковых, обязав административного ответчика учесть это при исчислении налога.
Суд апелляционной инстанции, отменяя данное решение и отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства, налоговым органам не предоставлено право по изменению и корректировке сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
В соответствии с нормами главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) транспортный налог, относящийся к региональным (статья 14 НК РФ), устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации (в частности, Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года (ред. от 08 ноября 2017 года) N 109-ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога).
В силу статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
С учетом положений статей 358, 361 НК РФ, а также статьи 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года (ред. от 08 ноября 2017 года) N 109-ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога объектом налогообложения признаются как легковые, так и автобусы, а налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Статьей 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года (ред. от 08 ноября 2017 года) N 109-ЗСО "О введении на территории Саратовской области транспортного налога установлены ставки транспортного налога: на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73, 55 кВт до 110, 33 кВт) включительно - 30 рублей, на автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л.с. до 147, 1 кВт) включительно - 42 рубля. Следовательно, для правильного исчисления транспортного налога имеет значение грузовым либо легковым является автомобиль, принадлежащий налогоплательщику.
Из содержания заявления усматривается, что незаконность действий МИФНС России N 5 по Саратовской области Тимофеева В.В. связывает с неправильным определением налоговым органом типа принадлежащего ей транспортного средства ("Автобус. Прочие"), указывая на то, что автомобиль ГАЗ-2217 "Соболь Баргузин" относится к транспортным средствам категории "B" и типу "легковой". Однако закон не предусматривает исчисление налога в зависимости от принадлежности транспортного средства к данным категориям ("A", "B", "C", "D" или т.п.), поэтому доводы Тимофеевой В.В. о начислении ей транспортного налога за автомобиль категории "В", "легковой" не соответствует действительности.
При определении категории транспортных средств, в частности, следует руководствоваться Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, которая помимо прочего предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Кроме того, при определении категории транспортного средства в целях применения ставки по транспортному налогу необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Документом, действующим на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении, определен паспорт транспортного средства
В целях администрирования транспортного налога согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (утверждены Приказом ФНС России от 17 июля 2007 года N ММ-3-09/536@), предусмотрены показатели "тип транспортного средства" и "назначение (категория) транспортного средства".
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "Грузовые автомобили" или "Легковые автомобили".
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года, в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории "В" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3, 5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "В" (как указано в паспорте транспортного средства истца л.д. 9) не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран" и т.п.
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль, "2"- автобус.
Согласно Одобрения типа транспортного средства E-RU.MT02.B.00262.P6 автомобиль ГАЗ 2217 относится к категории М2, транспортным средствам класса "В"- автобус.
Из имеющейся в материалах дела копии паспорта транспортного средства марки ГАЗ-2217, принадлежащего на праве собственности Тимофеевой В.В, указано: наименование (тип транспортного средства) - "Автобус.Прочие", категория ТС "B", мощность двигателя 140 л.с, разрешенная максимальная масса-2900 кг.
То есть в соответствии с документом, на который ссылается заявитель в обоснование заявленных требований, возможно однозначно определить, что транспортное средство Тимофеевой В.В. относится к числу "Автобус. Прочие".
То обстоятельство, что вышеуказанное транспортное средство по классификации Конвенции о дорожном движении относится к категории "B" не исключает возможность отнесения данного автомобиля к типу "Автобус. Прочие", поскольку в названной категории относятся как легковые, так и грузовые автомобили.
Учитывая изложенное, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства.
Никем из лиц, участвующие в деле, не оспаривается, что в ПТС транспортного средства, по поводу налогообложения которого возник спор, указан тип транспортного средства - "Автобус. Прочие", что объективно свидетельствует о том, что автомобиль для целей налогообложения не может признаваться легковым.
В связи с этим у налоговой инспекции не имелось оснований применять при расчете размера транспортного налога ставку, установленную для расчета транспортного налога в отношении легкового автомобиля после поступления соответствующих сведений из ГИБДД.
Ссылки в возражениях заявителя на необходимость толкования неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ несостоятельны, поскольку по настоящему делу наличие таких сомнений и т.д. не установлено.
Действующим налоговым законодательством налоговым органам не предоставлено право по изменению и корректировке сведений, полученных из органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, в связи с чем административный ответчик правомерно отказал Тимофеевой В.В. в изменении категории транспортного средства и перерасчёте транспортного налога, а суд в свою очередь необоснованно подменил орган, в обязанности которого входит сертификация, одобрение типа транспортного средства.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена.
Поскольку суд апелляционной инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое апелляционное определение является законным и обоснованным, в связи с чем основания для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 30 января 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Тимофеевой В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения, из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05 октября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.