Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рыжова В.М, судей Павловой Е.А, Шабановой О.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-901/2019 по иску Бойченко Елены Олеговны к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения, по кассационной жалобе администрации г. Орла на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 04 декабря 2019 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
Бойченко Е.О. обратилась в суд с иском к администрации г..Орла, в котором просила обязать администрацию г..Орла принять её на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставить ей благоустроенное жилое помещение в г..Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 г..N 727-ОЗ, указав, что она является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. С 23.11.2004 г..по 31.08.2016 г..являлась воспитанницей КОУ ОО "Некрасовская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", находилась на полном государственном обеспечении. В указанную школу-интернат была определена Постановлением администрации Советского района г..Орла N N от ДД.ММ.ГГГГ г..после лишения родительских прав её матери Б. С, также указанным постановлением за ней на весь период пребывания в образовательном учреждении было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 67, 6 кв.м, жилой площадью 43, 9 кв.м. В настоящее время она является студенткой "данные изъяты"", проживает в общежитии университета по адресу: "адрес". При обращении с заявлением о постановке её на учёт и предоставлении жилья по договору найма специализированного жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей, постановлением главы администрации г..Орла N N от ДД.ММ.ГГГГ г..ей было отказано в принятии на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, в виду её обеспеченности жилым помещением.
Однако, квартира по адресу: "адрес", в которой она зарегистрирована, не соответствует санитарным и техническим нормам и правилам, в ней зарегистрированы ещё 4 человека, которые ведут антиобщественный образ жизни, асоциальны, безработные, злоупотребляют спиртными напитками, в квартире антисанитария и требуется капитальный ремонт, жильцы квартиры имеют задолженность по коммунальным платежам более 500 000 руб. Пребывание истца в указанном помещении не возможно.
Решением Советского районного суда г. Орла от 12 июля 2019 г, а также дополнительным решением Советского районного суда г. Орла от 16 октября 2019 г. исковое заявление Бойченко Е.О. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 04 декабря 2019 г. решение Советского районного суда г. Орла от 12 июля 2019 г, дополнительное решение Советского районного суда г. Орла от 16 октября 2019 г. отменены, принято новое решение, которым администрацию г. Орла обязали поставить Бойченко Е.О, ДД.ММ.ГГГГ, на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; а также предоставить Бойченко Е.О. на территории муниципального образования "Город Орёл" благоустроенное жилое помещение по дговору найма специализированного жилого помещения общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. N 727-ОЗ (в действующей редакции) на состав семьи один человек.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанций, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, решение суда первой инстанции с дополнительным решением оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, поступившие на нее возражения Бойченко Е.О, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решением Советского районного суда г. Орла от 19.11.2004 г. Б. С.В. лишена родительских прав в отношении дочери Бойченко Е.О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с чем последняя передана на попечение органам опеки и попечительства.
Постановлением главы администрации г. Орла N 693 от 27.09.2004 г. несовершеннолетняя Бойченко Е.О. определена в государственное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей. За несовершеннолетней Бойченко Е.О. закреплена жилая площадь по адресу: "адрес"
Бойченко Е.А, ДД.ММ.ГГГГ, являлась воспитанницей "данные изъяты" с 23.11.2004 г. по 31.08.2016 г, включая каникулярное время, находилась на полном государственном обеспечении. Бойченко Е.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом N N от 29.07.2016 г. Бойченко Е.О. зачислена в "данные изъяты" и в настоящее время является студенткой очной формы обучения инженерно-строительного института со сроком обучения с 01.09.2016 г. по 31.08.2020 г.
Согласно свидетельству N N, Бойченко Е.О. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес". на срок с 06.09.2018 г. по 31.07.2019 г.
Жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 67, 6, значится в реестре муниципального имущества г. Орла. В указанной квартире зарегистрированы: Бойченко Е.О, Бойченко С.В, Бойченко А.С, Карпова В.В, Карпова Л.Н.
Постановлением главы администрации г. Орла N 1161 от 25 марта 2019 г. Бойченко Е.А, 18.07.1998 г.р, отказано в принятии на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения, приходящегося на одно лицо, проживающее в трёхкомнатной квартире N "адрес", более учётной нормы площади жилого помещения.
Согласно свидетельству N 6161, Бойченко Е.О. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "адрес". на срок с 06.09.2018 г. по 31.07.2019 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Бойченко Е.О, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 7, 40 Конституции РФ, ст. 27 Конвенции о правах ребёнка, ст. ст. 15, 16, 49, 51, 52, 109.1 ЖК РФ, ст. 673 ГК РФ, ст. ст. 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 1589-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 1, 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, исходил из того, что поскольку решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 г. N 5/058-ГС установлена учётная норма площади жилого помещения, которая составляет 11, 5 кв.м. общей площади жилого помещения, Бойченко Е.О. обеспечена общей площадью жилого помещения, приходящегося на одно лицо, более учётной нормы - 13, 52 кв.м. Исходя из акта экспертного исследования ООО " "данные изъяты"" от 30.05.2019 г, суд пришёл к выводу, что не смотря на то, что жилое помещение истца нуждается в проведении ремонта, это не является основанием для постановки Бойченко Е.О. на учёт с целью обеспечения жилым помещением, поскольку не свидетельствует о несоответствии жилого помещения установленным для жилых помещений требованиям и критерию благоустроенности.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции в дополнительном решении указал, что Бойченко Е.О. обеспечена общей площадью жилого помещения, приходящегося на одно лицо, более учётной нормы - 13, 52 кв.м, в связи с чем пришёл к выводу, что она не является нуждающейся в жилом помещении, так как обеспечена жилой площадью, превышающей установленную норму.
Отменяя решение и дополнительное решение суда первой инстанции, и принимая по делу новое решение об удовлетворении иска Бойченко Е.О, суд апелляционной инстанции, дополнительно руководствуясь ст. 2.1 Закона Орловской области от 06.12.2007 г..N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. ст. 3, 17 Закона Орловской области от 22.08.2005 г..N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребёнка в Орловской области", Постановлением Правительства Орловской области от 08.05.2013 г..N 156 "О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение", исходил из того, что Бойченко Е.О, обращаясь к ответчику с заявлением о принятии её на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении ей благоустроенного жилого помещения указывала на невозможность совместного проживания в закреплённом за ней жилом помещении в виду проживания в нём лиц, ведущих асоциальный образ жизни и других оснований, а также прикладывала решение суда о лишении её матери - Бойченко С.В. родительских прав, которым было установлено, что последняя была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" "данные изъяты" за покушение на жизнь своего несовершеннолетнего сына. Также судом установлено, что брат истицы также был судим и состоит под административным надзором.
Учитывая, что истцом при обращении в администрацию г..Орла были представлены документы, подтверждающие невозможность проживания в жилом помещении в виду проживания в нём её матери, осуждённой за преступление против жизни и здоровья человека и то, что ответчиком в нарушение п. 4 Порядка, утверждённого Постановлением Правительства Орловской области от 08.05.2013 г..N 156 "О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение", самостоятельно с целью подтверждения данного факта не были запрошены иные соответствующие документы из государственных органов, вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Бойченко Е.О. признан ошибочным.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 1589-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 5 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Орловской области от 22.08.2005 г. N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребёнка в Орловской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Определение порядка установления факта невозможности проживания указанной категории лиц в ранее занимаемых жилых помещениях относится к полномочиям Правительства Орловской области (п. 14.3 ч. 3 ст. 3 указанного Закона).
Постановлением Правительства Орловской области N 156 от 08.05.2013 г. "О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение" утверждён Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с указанным Порядком заявитель подаёт в орган местного самоуправления заявление с приложением документов, подтверждающих невозможность проживания в жилом помещении.
Вместе с заявлением представляется один из следующих документов в подтверждение невозможности проживания в жилом помещении: вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав, в отношении гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - гражданин), невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается, или выселении иных лиц, не являющихся членами семьи указанного гражданина (при наличии); вступившее в законную силу решение суда о признании лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, недееспособным или ограничено дееспособным (при наличии); заключение межведомственной комиссии, образованной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания (при наличии); справка органа внутренних дел о наличии у лица, проживающего в жилом помещении, нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого является гражданин, невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается, судимости или факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования в отношении указанного лица по нереабилитирующим основаниям за
преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (при наличии); справка о составе семьи (выписка из домовой, поквартирной, похозяйственной книги) или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних лицах, в случае если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, меньше учетной нормы площади жилого помещения (при наличии); иные документы, на основании которых может быть установлена невозможность проживания в жилом помещении; а также иные документы. При этом, если заявителем не были предоставлены указанные документы и информация, то они самостоятельно запрашиваются органом местного самоуправления, уполномоченным на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Бойченко Е.О. при обращении в администрацию г. Орла с заявлением, указывала причины невозможности проживания в закрепленном за ней жилом помещении, и прикладывала копию решения суда о лишении родительских прав её матери, в указанном решении суда имелась ссылка на приговор суда, которым мать заявителя Бойченко Е.О. - Бойченко С.В. была признана виновной за покушение на жизнь своего несовершеннолетнего сына и ей было назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы. При этом, как установлено судом апелляционной инстанции администрация г. Орла не выяснила причины и не истребовала необходимый пакет документов из различных ведомств для установления невозможности проживания заявителя в закреплённом за ней жилом помещении, при этом вопрос о пригодности жилья решается межведомственной комиссией. Судом первой инстанции данные обстоятельства не приняты во внимание.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г, если при рассмотрении дела суд приходил к выводу о том, что возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то суд удовлетворял требования детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди. Такой подход к разрешению дела является правильным.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцом не было представлено как ответчику, так и суду первой инстанции сведений и доказательств тому, что ее мать ранее была судима, являются не состоятельными и противоречащими материалам дела.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебного постановления являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 04 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Орла - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.