Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Павловой Е.А, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-333/1-2019 по иску Николаевой Олеси Викторовны к Колюдовской сельской администрации Красногорского района Брянской области о признании незаконным постановления об исключении из списков на получение жилищного сертификата и восстановлении на жилищном учёте
по кассационной жалобе Николаевой Олеси Викторовны на решение Красногорского районного суда Брянской области от 01 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 04 февраля 2020 года, заслушав доклад судьи Павловой Е.А, судебная коллегия
установила:
Николаева О.В. обратилась в суд с иском к Колюдовской сельской администрации Красногорского района Брянской области о признании незаконным постановления N N от 10 июня 2019 года об исключении из списков на получение жилищного сертификата и восстановлении в сводном списке граждан, участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы " "данные изъяты"" на 2015-2020 годы и на жилищном учете с момента её постановки с 05 июля 2016 года, указав, что на основании постановления Колюдовской сельской администрации от 05 июля 2016 года N N она поставлена на жилищный учёт, как выехавшая добровольно из зоны отселения на получение государственного жилищного сертификата для улучшения жилищных условий. Постановлением N 35 от 10 июня 2019 года ответчик снял её с жилищного учёта в связи с тем, что не истёк пятилетний срок со дня совершения намеренных действий по ухудшению гражданами своих жилищных условий, поскольку до постановки на жилищный учёт она проживала в жилом помещении, принадлежащем МО "Красногорский район" совместно с матерью и несовершеннолетним ребенком. Считает, что факт наличия её родства с матерью не является основанием для приобретения ею прав на жилое помещение, принадлежащее МО "Красногорский район" и влечёт отмену принятого в отношении неё постановления.
Решением Красногорского районного суда Брянской области от 01 ноября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 04 февраля 2020 г, в удовлетворении исковых требований Николаевой О.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального права, и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по настоящему делу не допущено.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Николаева О.В, ДД.ММ.ГГГГ, с 26 апреля 1986 года по 01 сентября 1990 г. проживала в "адрес", с 01 сентября 1990 года по 26 августа 1997 года, с 16 мая 2001 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в "адрес".
На основании Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18 декабря 1997 года N N "адрес" относились к зоне отселения до 31 января 1998 года, с 1 февраля 1998 года по настоящее время "адрес" относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Николаева О.В. имеет удостоверение серии N от 29 марта 2016 г, как добровольно выехавшая из зоны отселения (период проживания в "адрес" с 26 апреля 1986 года по 01 сентября 1990 года, "адрес" с 01 сентября 1990 года по 26 августа 1997 года).
Николаева О.В. является получателем мер социальной поддержки по категории граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации N N-1 от 15 мая 1991 года), а также получателем компенсаций за проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, на оздоровление, дополнительного вознаграждения за выслугу лет. При этом, получателем пенсии по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, она не является.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Николаева О.В. выезжала из зоны отселения дважды из "адрес" в 1990 году и из "адрес" в 1997 году, затем в 2001 году вернулась в "адрес" - в зону проживания с льготным социально -экономическим статусом.
05 июля 2016 года Николаева О.В. обратилась в Колюдовскую сельскую администрацию Красногорского района Брянской области с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, как выехавшую добровольно из зоны отселения и включить в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Постановлением Колюдовской сельской администрации Красногорского района Брянской области от 05 июля 2016 года N 44 "О постановке выехавшей добровольно из зоны отселения на очередь на получение государственного сертификата для улучшения жилищных условий" Николаева О.В, выехавшая добровольно из зоны отселения, поставлена на учёт на получение государственного жилищного сертификата для улучшения жилищных условий с 05 июля 2016 года.
Постановлением Колюдовской сельской администрации Красногорского района Брянской области от 10 июня 2019 года N 35 "О снятии с очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении" Николаева О.В. снята с очереди с жилищного учёта, состоящая в списках граждан -участников подпрограммы " "данные изъяты"" на 2015-2020 годы на получение государственного жилищного сертификата в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. Указано, что при постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, Николаева О.В. с 16 мая 2001 года по 26 февраля 2016 года проживала в "адрес" в доме, принадлежащем МО "Красногорский район" совместно с матерью Николаевой З.С. и сыном Николаевым Д.В.
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 40 Конституции РФ, ст. ст. 49, 52, 53, 56 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г..N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г..N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " "данные изъяты"" на 2015-2020 годы", ст. ст. 13, 17, 22, 24, 32, 33 Закона РФ от 15.05.1991 г..N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ст. 56 ГПК РФ, исходил из того, что Николаева О.В. зарегистрирована в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом в "адрес" с 16 мая 2001 года, и является лицом, постоянно проживающим в указанной зоне, не является получателем пенсии по основаниям, связанным с проживанием в зоне отселения, дважды добровольно переселялась в равнозначную зону, и пришёл к выводу, что указанные обстоятельства не дают ей право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Учитывая, что Николаева О.В. не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как выехавшая добровольно из зоны отселения, и не обладает правом на обеспечение жилой площадью за счёт средств федерального бюджета, суд первой инстанции пришёл к выводу, что она не имеет права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " "данные изъяты"" на 2015-2020 годы".
Кроме того, учитывая, что Николаева О.В. до постановки её на жилищный учёт проживала в жилом доме по адресу: "адрес" по "адрес", начиная с 16 мая 2001 года и до 26 февраля 2016 года, являлась членом семьи Николаевой З.С. - своей матери, указанное жилое помещение было передано муниципальным образованием согласно договору от 02 июня 2016 года на передачу квартиры (дома) в собственность граждан в собственность Николаевой З.С. спустя непродолжительное время после снятия с регистрационного учета по данному адресу истца и её несовершеннолетнего ребенка, суд первой инстанции пришёл к выводу, что действия Николаевой О.В. по снятию с регистрационного учета по данному адресу указывают на то, что истец фактически совершила действия, указывающие на намеренное ухудшение жилищных условий, что не позволяет в силу ст. 53 ЖК РФ ей состоять на жилищном учете.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорное правоотношение, на основании оценки всех установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда Брянской области от 01 ноября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 04 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Николаевой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.