Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловской Е.В, судей Гольман С.В, Евстигнеевой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Питерской В. Г. к администрации Злынковского района Брянской области о возложении обязанности к исполнению обязательства по муниципальному контракту, встречному иску администрации Злынковского района Брянской области к Питерской В. Г. о расторжении муниципального контракта
по кассационной жалобе Администрации Злынковского района Брянской области
на решение Злынковского районного суда Брянской области от 11 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 марта 2020 г, заслушав доклад судьи Гольман С.В, установила:
Питерская В.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Злынковского района Брянской области о возложении обязанности к исполнению обязательства по заключенному муниципальному контракту от 22 апреля 2019 г. на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа. С учётом уточнения исковых требований Питерская В.Г. просила суд обязать ответчика принять недвижимое имущество - квартиру, расположенную по адресу: "адрес" - путём подписания акта приёма-передачи указанного имущества.
Администрация Злынковского района обратилась к Питерской В.Г. со встречным иском о расторжении муниципального контракта, указывая на то, что приобретённое по контракту жилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме, 1977 г. постройки, его износ составляет более 40 процентов, что является нарушением существенных условий договора.
Решением Злынковского районного суда Брянской области от 11 декабря 2019 г. исковые требования Питерской В.В. удовлетворены. Суд обязал администрацию Злынковского района принять недвижимое имущество: квартиру, расположенную по адресу: "адрес", - путём подписания акта приёма-передачи указанного имущества. В удовлетворении встречного иска администрации Злынковского района отказано.
В кассационной жалобе администрация Злынковского района Брянской области просит об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных и необоснованных и о направлении дела на новое рассмотрение, ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает на большой процент износа здания, в котором приобретена спорная квартира.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находя участвующих в деле лиц извещёнными о времени и месте судебного заседания согласно требованиям главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
В силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, и в той части, в которой они обжалуются, не находя оснований для выхода за пределы доводов кассационных жалобы.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 22 апреля 2019 г. между администрацией Злынковского района и Питерской Г.В, в лице ООО "Цитадель Плюс" заключён муниципальный контракт N на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Согласно пункту 1.2 контракта продавец продаёт принадлежащее на праве собственности жилое помещение (общей площадью не менее "данные изъяты" квадратных метров), а покупатель обязуется принять в муниципальную собственность муниципального образования "Злынковский район" и оплатить жилое помещение общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта установлена по результатам электронного аукциона и составляет 998578 рублей 8 копеек. Источником финансирования контракта является бюджет муниципального образования "Злынковский район".
Обязательство покупателя по оплате считается исполненным с момента списания денежных средств с расчётного счёта покупателя. Право собственности у муниципального образования "Злынковский район" на жилое помещение возникает с момента государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (пункты 2.4, 1.5)
Согласно пункту 2.5 покупатель осуществляет оплату цены контракта путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в течение 30 календарных дней с даты подписания акта приёма-передачи жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2.8 контракта, покупатель до заключения настоящего контракта ознакомился с техническим состоянием вышеуказанного жилого помещения и претензий не имеет.
Согласно пунктам 4.1, 4.2 контракта Продавец обязан передать Покупателю жилое помещение, качество которого соответствует условиям муниципального контракта, а в части не урегулированной контрактом, санитарным и техническим правилам и нормам регламентов, а также иным обязательным требованиям. Передача жилого помещения Продавцом и принятие его покупателем осуществляется со дня заключения муниципального контракта, в течение 30 дней по подписываемому акту приёма-передачи после ознакомления с техническим состоянием жилого помещения, его внутреннего осмотра и при отсутствии дефектов и недостатков. Покупатель обязан принять жилое помещение и подписать акт приёма-передачи жилого помещения в течение 2 рабочих дней.
В силу пунктов 4.4, 4.5 контракта при обнаружении Покупателем в ходе приемки жилого помещения недостатков, Покупатель вправе потребовать от продавца составления акта, в котором указывается несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам эксплуатации жилищного фонда, а также условиям контракта и отказаться от подписания акта приёма-передачи жилого помещения до исполнения Продавцом обязанностей по устранению недостатков приведших к ухудшению качества жилого помещения, или иных недостатков, которые делают его непригодным для предусмотренного контрактом использования. При этом Покупатель направляет Продавцу претензию в письменной виде об устранении в 5 дневной срок обнаруженных недостатков. Продавец обязан устранить все обнаруженные недостатки за свой счет в течение 10 рабочих дней с момента получения письменной претензии.
17 июня 2019 г. актом согласования жилого помещения на основании комиссионного осмотра жилого помещения установлено, что указанное жилое помещение рекомендуется к приобретению в муниципальную собственность администрации Злынковского района для обеспечения жильём детей-сирот, лиц из их числа, при условия устранения указанных в акте недостатков.
18 июня 2019 г. представителем Продавца сообщено Покупателю об устранении указанных в акте недостатков. При повторном комиссионном осмотре жилого помещения 18 июня 2019 г. с участием представителей Покупателя было установлено, что выявленные недостатки устранены, жилое помещение соответствует требованиям муниципального контракта, условиям технического задания, а также поданной заявке, что зафиксировано актом.
Устранение указанных в акте недостатков подтверждено и представленными суду фотографиями жилого помещения, не оспаривалось представителем Администрации Злынковского района Брянской области.
Однако, несмотря на устранение недостатков в установленные сроки, Администрация Злынковского района Брянской области отказалась от исполнения обязательств по подписанию акта приёма-передачи жилого помещения, то есть от обязательств по исполнению муниципального контракта, направив 23 октября 2019 г. в целях соблюдения досудебного порядка в адрес Питерской В.Г. предложение о расторжении муниципального контракта по соглашению сторон, ссылаясь на отсутствие денежных средств, которое Питерской В.Г. удовлетворено не было.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 420, 425, 432, 450, 475, 557 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 34, 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", находя, что положенные ответчиком в обоснование встречных исковых требований обстоятельства не могут служить основаниями для расторжения муниципального контракта, поскольку спорная квартира соответствует техническому заданию и доказательств обратного не представлено, со стороны ответчика не представлено доказательств, которые бы указывали на неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по контракту истцом, а доводы ответчика об износе дома, где расположена квартира, опровергаются техническим паспортом жилого помещения и справкой ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация", указывающих на то, что год постройки 1977, а износ жилого помещения составляет 23 процента, что соответствует техническому заданию, пришли к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска и о возложении обязанности на администрацию Злынковского района Брянской области принять спорную квартиру путём подписания акта приема-передачи указанного имущества.
Правовая позиция судов первой и апелляционной инстанции, изложенная в решении суда и апелляционном определении, является правильной, поскольку она основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела; выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются. Выводы судов в оспариваемых судебных постановлениях подробно изучены и мотивированы. Юридически значимые обстоятельства по делу установлены полно и правильно; доводы сторон относительно существа спора получили оценку. Существенного нарушения норм процессуального права, повлиявшего на исход дела, не допущено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судами доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Изложенные в кассационной жалобе доводы были предметом обсуждения в суде, им дана оценка в судебных актах, с которой нельзя не согласиться.
Иных доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, кассационная жалоба Администрации Злынковского района Брянской области не содержит и удовлетворению не подлежит.
Предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушений не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Злынковского районного суда Брянской области от 11 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 10 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Злынковского района Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.