Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Изоткиной И.В, судей Петровой Н.А. и Козлова А.М, с участием прокурора Сметанниковой Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску федерального казенного учреждения "Войсковая часть 52583" к Дубинчуку Владимиру Алексеевичу, Дубинчук Людмиле Петровне о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении, по кассационной жалобе Дубинчука Владимира Алексеевича, Дубинчук Людмилы Петровны на решение Чеховского городского суда Московской области от 18 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Петровой Н.А, заключение прокурора Сметанниковой Н.В, полагавшей судебные акты подлежащими отмене, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 52583" (далее - ФКУ "Войсковая часть 52583") обратилось в суд с иском к Дубинчуку В.А. и Дубинчук Л.П, уточнив требования, просило признать Дубинчука В.А, Дубинчук Л.П. утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес"; выселить Дубинчука В.А, Дубинчук Л.П. из указанного служебного жилого помещения, возложении на Дубинчука В.А. обязанность сдать по акту должностным лицам ФКУ "Войсковая часть 52583" служебное жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указало, что спорное жилое помещение предоставлено Дубинчуку В.А. на период прохождения военной службы на территории закрытого военного городка Чехов-2. Однако по окончании службы ответчик пренебрегая своими обязательствами, не сдал служебное помещение в установленном порядке. Требование истца об освобождении жилого помещения от 1 февраля 2018 г. оставлено ответчиками без исполнения.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 18 ноября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2020 г, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Дубинчук В.А. и Дубинчук Л.П. просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты как незаконные. Считают, что указанные судебные акты приняты с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия, проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ), находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Дубинчук В.А, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту в войсковой части 52583, уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, выслуга лет - 35 лет 10 мес. 18 дн.
Как следует из протокола N заседания Центральной жилищной комиссии войсковой части 95006 (52583) от ДД.ММ.ГГГГ прапорщик Дубинчук В.А. в составе семьи 4 человека поставлен на учет по улучшению жилищных условий на трехкомнатную квартиру (л.д. 68-70).
Согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии войсковой части 52583 от ДД.ММ.ГГГГ Дубинчуку В.А. очереднику 1992 г. N на семью из 4 человек (сам, жена, сын - 78 г.р, сын - 86 г.р.) предоставлена служебная трехкомнатная квартира жилой площадью 45, 81 кв. м по адресу "адрес", военнослужащий снят с очереди по улучшению жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении названного жилого помещения между командиром войсковой части 52583 и Дубинчуком В.А. заключен договор найма служебного жилого помещения.
Из листа беседы с военнослужащим Дубинчуком В.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он обеспечен жильем - проживает в 3-х комнатной служебной квартире на территории закрытого военного городка "адрес", которая отнесена к специализированному (служебному) жилищному фонду, не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. 12).
Согласно справке войсковой части 95006 от ДД.ММ.ГГГГ б/н Дубинчук В.А. и члены его семьи в войсковой части 95006 на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят и не состояли, в период прохождения военной службы в подразделении войсковой части 95006 жилыми помещениями, государственным жилищным сертификатом, ссудой на строительство жилья не обеспечивались (л.д. 13).
В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества жилой "адрес" находится в оперативном управлении ФКУ "Войсковая часть 52583" (л.д. 11).
На основании постановления главы Чеховского района Московской области от 24 сентября 2002 г. N 1095/6-1 жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, включено в число служебных жилых помещений (л.д. 25).
По состоянию на 19 августа 2019 г. ответчики зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении, иных жилых помещений на праве собственности или ином праве ответчики не имеют (л.д. 50-53, 55).
Требование истца от 1 февраля 2018 г. об освобождении указанного выше жилого помещения оставлено без исполнения.
Фактическим основанием для принятия истцом решения о выселении Дубинчука В.А. и Дубинчук Л.П. из служебного жилого помещения послужило то, что Дубинчук В.А. уволен с военной службы и право на занятие служебной жилой площади не имеет, в связи с чем ответчики подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Согласно положениям абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Исходя из абз. 1 п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период увольнения ответчика с военной службы) военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с п. 6 ст. 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Содержание приведенных норм федерального закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, 11 ноября 2002 г. между командиром войсковой части 52583 и Дубинчуком В.А. на время прохождения им службы заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"-2. "адрес".
Следовательно, ФИО2 проживал в служебном жилом помещении, предоставляемом только на время прохождения военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).
В соответствии с положениями подп. "а" п. 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно подп. "ж" п. 7 Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент увольнения со службы Дубинчук В.А. был обеспечен только служебным жильем, из которого его просит выселить истец. Материалы дела не содержат сведений о том, что Дубинчук В.А. и Дубинчук Л.П. имеют в собственности либо на ином праве какие-либо жилые помещения.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Из содержания приведенных положений ст. 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц которые должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Удовлетворяя исковые требования суды исходили из того, что спорное служебное жилое помещение предоставлено ответчикам до 1 марта 2005 г, однако Дубинчуком В.А. не представлено доказательств, подтверждающих, что он и члены его семьи в настоящее время состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо имеют право состоять на таком учете, что в свою очередь предполагает признание их в установленном законом порядке малоимущими, а также их необеспеченность другим жилым помещением применительно к положениям ст. 51 ЖК РФ.
Вместе с тем указанный вывод противоречит вышеприведенным положениям закона и материалам дела. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о законности заявленных ФКУ "Войсковая часть 52583" требований являются ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права.
Суд апелляционной инстанции ошибки нижестоящего суда не исправил.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2020 г. и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, устранить допущенные нарушения норм материального и процессуального права и по результатам оценки доводов сторон, установления значимых обстоятельств и исследования имеющихся в материалах дела доказательств принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 3 июня 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.