Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Курдюковой Н.А, Сосновской К.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-24/2020 по иску Беляковой Галины Васильевны к администрации Унечского района Брянской области о признании незаконным распоряжения администрации Унечского района Брянской области о снятии с жилищного учета и восстановлении на жилищном учете, по кассационной жалобе Беляковой Галины Васильевны на решение Унечского районного суда Брянской области от 31.01.2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28.05.2020 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, судебная коллегия
установила:
Белякова Г.В. обратилась с иском к администрации Унечского района Брянской области о признании незаконным распоряжения N-р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, восстановлении на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на получение жилья в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с даты постановки на жилищный учет, указывая на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Новозыбковском профессиональном техническом училище N и проживала в "адрес", в связи с чем относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является лицом, выехавшим добровольно из зоны отселения, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ С августа 2016 года была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы в соответствии с распоряжением администрации Унечского района Брянской области N-р от 11.08.2016г, однако распоряжением администрации Унечского района Брянской области N-р от ДД.ММ.ГГГГ, как она полагает, незаконно снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Решением Унечского районного суда Брянской области от 31.01.2020 г. Беляковой Г.В. отказано в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28.05.2020 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Беляковой Г.В. поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Пунктом 7 ст. 17 указанного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные п.п. 3 - 12 ч. 1 ст. 14 и п.п. 2 и 3 ч. 1 ст. 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные п.п. 4, 5, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 14, п.2 ч.1, п.2 ч. 3 ст. 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется, помимо прочего, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 22 Закона N 1244-1, гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, а именно: гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно ст. 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона.
В пп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденными данным Постановлением Правилами, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Из разъяснений Минстроя России от 07.08. 2017 г. N 28068-ЕС/05 в п. 5.1 Методических рекомендаций по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, согласно положениям абз. 2 ст. 22 Закона N 1244-1, граждане, переселившиеся после 30 июня 1986 г. на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства могут претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
При этом, в соответствии со ст. 22 Закона N 1244-1 исключение из указанной нормы предусмотрено для граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1, а именно эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
Судом установлено, что Белякова Г.В, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Белякова Г.В. обучалась в Новозыбковском профессиональном техническом училище N в "адрес", постоянно проживала и была зарегистрирована в "адрес", который распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N р и постановлением Правительства РФ "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от ДД.ММ.ГГГГ N отнесен к зоне отселения, что следует из справки N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Новозыбковской городской администрацией Брянской области.
После окончания училища Белякова Г.В. добровольно ДД.ММ.ГГГГ выехала из "адрес" (зоны отселения) на постоянное место жительства по месту своего рождения в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ управлением по проблемам ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС Брянской области Беляковой Г.В. выдано удостоверение серии АИ N, как выехавшей добровольно из зоны отселения "адрес", с указанием периода проживания в этой зоне с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Унечского района Брянской области N-р от ДД.ММ.ГГГГ Белякова Г.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненных к ним лиц.
Распоряжением администрации Унечского района Брянской области Nр от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, Соглашением о передаче и приеме полномочий по решению вопросов местного значения администрацией муниципального образования "Унечское городское поселение" администрации муниципального образования "Унечский муниципальный район" от ДД.ММ.ГГГГ, на основании протокола заседания жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, Белякова Г.В, относящаяся к категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС и приравненных к ним лиц, признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- 2020 годы.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. "е" ч. 1 ст. 9 Закона Брянской области N 37-3 от 9.06.2006 года "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области", протокола заседания жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением N-р от ДД.ММ.ГГГГ администрации Унечского района Брянской области Белякова Г.В. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с выявлением в предоставленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при принятии решения вопроса о принятии на учет.
Оценив установленные по делу обстоятельства в их совокупности, руководствуясь положениями ст. 49, 56 ЖК РФ, п. 11 ч. 1 ст. 13, п. 7 ст. 17, п.1, 2 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", суд пришел к выводу об отсутствии у Беляковой Г.В. права претендовать на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда, признав выводы суда основанными на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение, и надлежащей правовой оценке представленных сторонами по делу доказательств.
Установив, что Белякова Г.В. относится к категории граждан указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 и вправе претендовать на социальные гарантии связанные с улучшением жилищных условий только при условии получения ею права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии Чернобыльской АЭС, а на момент обращения с настоящим иском таким правом не обладала, суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью отказа судом первой инстанции в удовлетворении иска.
Не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется оснований.
Вывод суда, с которым правомерно согласился суд апелляционной инстанции, о том, что меры социальной поддержки лицам, выехавшим из зоны отселения, при установленных обстоятельствах, по обеспечению жилой площадью гарантируются государством, в соответствии с п.11 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 при определённых условиях, является верным.
Исходя из того, что истец не обладает правом на обеспечение жилым помещением она правомерно была снята с учёта лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий по Закону РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1.
Доводы кассационной жалобы о том, что истица в период с 1992 по 1995 годы жила в зоне отселения, получает определённые в связи с этим льготы, повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судебными инстанциями либо опровергали их выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, кассационная жалоба не содержит.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (ст. 198 и 330 ГПК РФ).
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, законных оснований для отмены судебных постановлений не усматривается.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Унечского районного суда Брянской области от 31.01.2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 28.05.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Беляковой Галины Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.