Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Хасановой В.С, Галимовой Р.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-3/2020 по иску Елисеевой Людмилы Алексеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) о включении в льготный страховой стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) на решение Макушинского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Елисеева Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) о включении в льготный страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - заведующей Стрельниковским ФАП Корнеевской райбольницы, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - заведующая Корабеловском ФАП, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года участковая медсестра Ясновского ФАП Есильской районной поликлиники, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - медсестра Ясновской врачебной амбулатории Есильской районной поликлиники, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года медсестра Ясновской врачебной амбулатории Явленской центральной районной больницы, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года фельдшер ФАП с. Ясновка КГП на ПКВ Явленская центральная районная больница, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года фельдшер медпункта с. Ясновка КГП на ПКВ Явленская центральная районная больница, назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в сельской местности, с ДД.ММ.ГГГГ года.
В иске указала, что в указанные периоды времени занималась лечебной деятельностью, деятельность имела место в республике Казахстан. Работала в сельской местности, период работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года просит зачесть в льготном исчислении 1 год работа за 1 год 3 месяца. Остальные периоды просит зачесть в стаж в календарном исчислении. Полагает, что уплата страховых взносов обязательна только с ДД.ММ.ГГГГ года. Просит назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган с ДД.ММ.ГГГГ года. В период работы заведующей фельдшерско - акушерским пунктом (ФАП), выполняла работу фельдшера, медсестры, проводила приемы больных, лечение, санпросвет работу, вакцинацию, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ года просит зачесть в стаж в льготном исчислении. В отпуске по беременности и родам после рождения ребенка ДД.ММ.ГГГГ года находилась по 70 дней до и после родов. На работу вышла в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, что отражено в справке о заработной плате. Приказы не сохранились. Отпуск по уходу за ребенком составил менее 3-х лет. В остальные периоды времени работала медицинской сестрой, фельдшером. Страховые взносы уплачивались. Работа протекала в сельской местности. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на время отпусков замещала фельдшера-медсестру Ясновского медпункта, ей производилась доплата 50%.
Решением Макушинского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ года исковые требования Елисеевой Л.А. удовлетворены частично. Возложена обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) зачесть в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии Елисеевой Л.А. в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды:
- ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - заведующей Стрельниковским фельдшерско-акушерским пунктом.
- с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - заведующей Корабеловским фельдшерско-акушерским пунктом.
Возложена обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) зачесть в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы Елисеевой Л.А. в календарном исчислении:
- с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года -заведующей Корабеловским фельдшерско-акушерским пунктом.
- с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - медсестра Ясновской врачебной амбулатории Есилькой районной поликлиники, - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - медсестра Ясновской врачебной амбулатории, - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - фельдшер ФАПа с.Ясновка, - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - медсестра медпункта с. Ясновка Явленской районной больницы, - с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - фельдшер медпункта с. Ясновка Явленской районной больницы.
- с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - фельдшер медпункта с. Ясновка Явленской районной больницы.
Возложена обязанность на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) назначить Елисеевой Л.А. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскано с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) в пользу Елисеевой Л.А. возврат уплаченной государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года решение Макушинского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ года в части удовлетворения исковых требований Елисеевой Л.А. о возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года отменено, в удовлетворении данных требований Елисеевой Л.А. отказано. В остальной части решение Макушинского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайоное) без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в неотмененной части и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п. 1 указанной статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Указанными списками предусмотрены должности среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ года Елисеева Л.А. обратилась в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ года N N в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, ввиду отсутствия необходимой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом в специальный стаж ответчиком не были включены периоды ее работы, перечисленные в исковом заявлении как спорные, поскольку данные периоды протекали на территории Республики Казахстан и, по мнению пенсионного органа, для включения в специальный стаж периодов работы на территории бывших республик СССР - участников международных соглашений после 01 января 1991 года необходимо наличие в них схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения и даты отмены института досрочных пенсий, а также обязательное подтверждение компетентными органами включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, по законодательству иностранного государства; периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N 781, начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей; периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Разрешая возникший спор и включая в стаж лечебной деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии истцу в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года заведующей Стрельниковским фельдшерско-акушерским пунктом, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - заведующей Корабеловским фельдшерско-акушерским пунктом, суд первой инстанции исходил из того, что факт работы истца в соответствующих Списку от 06 сентября 1991 года N 464 и Перечню от 17 декабря 1959 года N 1397 учреждениях здравоохранения и должностях подтвержден документально. При этом, судом со ссылкой на положения статьи 165 КЗоТ РСФСР, статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пункта 65 Правил от 02 октября 2014 года N 1015, пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" из специального стажа Елисеевой Л.А. исключен период нахождения последней в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
Разрешая требования Елисеевой Л.А. о включении в специальный стаж периодов работы в должностях заведующей, медсестры, фельдшера ФАП и фельдшера медпункта в календарном исчислении, протекавших с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, суд первой инстанции сослался на Списки от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781, указав о доказанности выполнения Елисеевой Л.А. лечебной деятельности при полной занятости.
Апелляционная инстанция согласилась с данными выводами суда и их правовыми обоснованиями.
Удовлетворяя требования Елисеевой Л.А. о назначении пенсии суд первой инстанции исходил из того, что на дату подачи заявления о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ у нее с учетом выполнения судами периодов работы в специальный стаж такое право возникло.
Суд апелляционной не согласился с выводами суда первой инстанции о назначении истцу досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ года, исходя из того, что в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" для лиц, приобретших в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через шесть месяцев после возникновения права, то есть истцу пенсия может быть назначена не ранее 16 февраля 2020 года.
Проверяя законность и обоснованность постановленных судебных актов, судебная коллегия считает возможным согласиться с данными судебными постановлениями, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на нормах действующего законодательства.
Правоотношения в области пенсионного обеспечения регулируются Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 8 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 18 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2)
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Вышеуказанные положения норм материального права, регулирующие порядок и условия назначения страховых пенсий, в том числе досрочных, гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, то есть за пределами Российской Федерации, и прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае из Республики Казахстан, судебными инстанциями полностью учтены.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно, наличие у истца подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением медицинской деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ года, судами установлены на основании исследованных доказательств, в частности, трудовой книжки истца, справок Есильского районного филиала коммунального государственного учреждения Северо-Казахстанский государственный архив Управления культуры, архивов и документации от ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждающих работу истца полный рабочий день на полную ставку заведующей ФАП, медицинской сестрой Стрельниковского ФАП, заведующей Корабеловским ФАП в сельской местности в с. Стрельниковка и в с. Корабеловка Есильского района СКО; справки главного врача Явленской ЦРБ, подтвердившего факт работы истца с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в должности фельдшера медицинского пункта села Ясновка Явленской районной больницы; справок о начислении заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год; архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой по ведомостям начисления зарплаты Ясновского ФАП Елисеева Л.А. работала заведующей ФАПа.
При включении в стаж истца периодов работы после ДД.ММ.ГГГГ года по суд руководствовался Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на работу в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения N1066 от 22 сентября 1999 года, действующего с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года и дающему право на зачет для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения работы, выполняемой в течение полного рабочего дня в должностях врачей и среднего-медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных списком, а именно, в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка, или фельдшер, или медицинская сестра, фельдшерским здравпунктом-фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер), фельдшер, фельдшер лаборант, медицинская сестра в больнице, в том числе районной, центральной районной.
По периоду с ДД.ММ.ГГГГ года суд руководствовался Списком N 781 от 29 октября 2002 года, которым предусмотрена должность заведующий фельдшерско-акушерским пунктом-акушерка, (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом-фельдшер, медицинским пунктом -медицинская сестра (фельдшер), фельдшер, фельдшер лаборант, медицинская сестра, в учреждениях - больницы всех наименований.
При этом пунктами 3, 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим трудовую деятельность по охране здоровья населения, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях с 01 ноября 1999 года при условии выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) относительно несогласия с включением перечисленных периодов в специальный стаж истца, повторяют правовую позицию пенсионного органа, изложенную им в судах первой и апелляционной инстанций, данные доводы были подробно проанализированы при разрешении настоящего спора судами обоих инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Несостоятельными являются доводы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы, осуществляемой на территории Республики Казахстан по мотиву не предоставления доказательств, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за спорные периоды, а также заключения компетентного органа об отнесении перечисленных в решении периодов работы к деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по законодательству Республики Казахстан, поскольку спорные периоды работы истца, осуществляемые Елисеевой Л.А. на территории Республики Казахстан, как до 01 января 2002 года, так и после этой даты (после 01 января 2002 года и до 01 октября 2018 года) правомерно включены судом в специальный страховой стаж истца, исходя из того, что за указанные периоды производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение, что подтверждается информацией из выписки индивидуального пенсионного счета Елисеевой Л.А, выданной Единым накопительным пенсионным фондом Республики Казахстан за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, сведениями работодателя об уплате пенсионных взносов.
Доводы ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное) со ссылкой на отмену на территории республики Казахстан института досрочных пенсий обоснованно отклонен судами, поскольку исходя из положений Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а истец Елисеева Л.А. проживает на территории Российской Федерации.
Правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судебное постановление принято с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Макушинского районного суда Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Макушинском районе Курганской области (межрайонное)- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.