Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Прыткова Р.В. и Шпакова С.П, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе административного истца Казонурдова Егора Петровича на решение Гаджиевского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2020 г. (дело N2а-136/2019) и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 8 мая 2020 г, принятые по административному иску военнослужащего войсковой части N "звание" Казонурдова Е.П, связанных с непредоставлением дополнительных суток отдыха.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Гаджиевского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2020 г. частично удовлетворен административный иск Казонурдова, в котором он просил признать незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с нерассмотрением его трёх рапортов о предоставлении 69 дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверхустановленной продолжительности еженедельного служебного времени в 2019 году и 18 суток за привлечение его к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности служебного времени (выходы в море) в 2018 году, обязав должностное лицо предоставить требуемое им время отдыха.
Суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N, связанное с нерассмотрением рапортов административного истца и возложил на должностное лицо обязанность предоставить ему 66 дополнительных суток отдыха за привлечение к исполнению обязанностей военной службы сверхустановленной продолжительности еженедельного служебного времени в 2019 году.
В удовлетворении остальных требований военнослужащего суд отказал, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд в части предоставления 18 дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности служебного времени в 2018 году.
Апелляционным определением Северного флотского военного суда от 8 мая 2020 г. решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.
Обратившись с кассационной жалобой 4 августа 2020 г, административный истец, повторяя доводы апелляционного обращения, выражает несогласие с принятыми судебными постановлениями, полагая их вынесенными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, просит отменить и вынести новый судебных акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
При этом автор жалобы настаивает на собственном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения и полагает, что суды ошибочно посчитали пропущенным им срок для защиты своих прав, связанных с предоставлением ему дополнительных суток отдыха за 2018 г, поскольку согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - постановление Пленума), в тех случаях, когда военнослужащему не было предоставлено дополнительное время (дополнительные сутки) отдыха вместе с основным отпуском за истекший год в следующем календарном году, срок, с которого исчисляется нарушение права военнослужащего на предоставление дополнительного времени (дополнительных суток) отдыха за предшествующий период, начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.
Поскольку с административным иском он обратился 19 ноября 2019 г, то есть по истечение года, им не пропущен процессуальный срок обращения в суд для защиты прав по предоставлению дополнительных суток отдыха за 2018 г.
Также, по его мнению, военнослужащий, не изъявивший желания присоединить дополнительные сутки отдыха к основному отпуску, не теряет право на предоставление отдыха в другие дни в период службы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 2 и 3 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Кроме того, в любом случае судебный акт подлежит безусловной отмене Кассационным военным судом в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит.
Как видно из кассационной жалобы, её автор не привел конкретных доводов о неправомерности непредоставления должностным лицом 3 дополнительных суток отдыха за 2019 год, а также несостоятельности выводов в этой части его требований судебных инстанции, поэтому у суда кассационной инстанции, в силу упомянутых требований статьи 329 КАС РФ, отсутствуют основания для проверки правильности применения судебными инстанциями при разрешении административного дела норм материального и процессуального права в упомянутой части заявленных требований.
Что касается выводов судебных инстанций в оставшейся части требований административного истца, то они основаны на исследованных материалах дела.
Так, в ходе рассмотрения дела судами установлено, что основной отпуск за 2018 г. предоставлялся Казонурдову с 5 февраля по 15 апреля 2018 г. без предоставления оспариваемых им дополнительных суток отдыха за 2018 год.
При этом к мероприятиям, связанным с выходом в море, то есть к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, военнослужащий привлекался в периоды с 25 по 27 апреля 2018 г, с 5 по 23 мая 2018 г. и с 11 по 14 июня 2018 г.
С рапортом о предоставлении дополнительных суток отдыха за участие в данных мероприятиях, на который им не был получен ответ, административный истец обращался к должностному лицу 11 сентября 2019 г.
Оценив полученные данные, суды посчитали, что Казонурдов пропустил трехмесячный срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, в части непредоставлении ему дополнительных суток отдыха за 2018 г, поскольку о нарушенном праве ему стало известно 1 января 2019 г, а действия должностного лица по данному факту им оспорены в судебном порядке 14 ноября 2019 г.
При этом, анализируя пункты 11 и 14 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение), суды пришли к выводу о том, что дополнительные сутки отдыха могли быть ему предоставлены по его просьбе только в текущем 2018 г, поскольку основной отпуск не переносился на следующий календарный год.
Суд кассационной инстанции полагает такой вывод судебных инстанции верным, основанным на требованиях действующего законодательства.
Так, из содержания пунктов 1 и 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" усматривается, что дополнительные сутки отдыха, могут быть присоединены по желанию военнослужащих к основному отпуску и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением.
При этом дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением.
Согласно пункту 5 Порядка учёта служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (Приложения N 2 к Положению) время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
В соответствии со статьей 220 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации при невозможности предоставления в качестве компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели время участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, суммируется и предоставляется указанным военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску.
Анализ вышеприведённых норм позволяет сделать вывод о том, что реализация военнослужащим права на дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени возможна только в течение текущего года или в следующем году, в случае присоединения к основному отпуску за текущий год, предоставленному в следующем году.
В связи с этим, поскольку Казонурдов основной отпуск за 2018 год использовал в текущем году, поэтому началом исчисления срока, предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ по требованиям о предоставлении дополнительных суток отдыха за 2018 год суды обоснованно посчитали 1 января 2019 г.
Учитывая, что он обратился в суд с указанными требованиями 14 ноября 2019 г, при этом доказательств уважительности несвоевременного обращения не представил, суды, констатировав пропуск им трёхмесячного срока на обращение в суд, обосновано отказали в удовлетворении его требований.
При этом ссылка административного истца на порядок исчисления нарушенного права в части предоставления дополнительных суток отдыха, указанный в пункте 21 Пленума, является не состоятельной, поскольку основной отпуск за 2018 год на следующий год ему не переносился.
Иные доводы административного истца, изложенные в жалобе, по существу повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с их выводами и не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при разрешении данного спора, влияли бы законность принятых судебных актов и основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов, в том числе для его безусловной отмены, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327, п.1 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Гаджиевского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2020 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 8 мая 2020 г, принятые по административному иску Казонурдова Егора Петровича, оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 23 сентября 2020 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи Р.В. Прытков
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.