Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Шелудько В.В. и Карасовой Н.Х.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Меркуловой ФИО8 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Меркуловой О.П. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Меркулова О.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения, выразившегося в письме от 31 мая 2019 года за N N об отказе в предоставлении государственной услуги - определении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "адрес" согласно схемы раздела земель коллективной собственности "данные изъяты"
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 18 ноября 2019 года административные исковые требования Меркуловой О.П. удовлетворены частично. Признано незаконным и отменено оспариваемое решение департамента об отказе в определении вида разрешенного использования земельного участка: приусадебный участок для ведения личного подсобного хозяйства (п.2.2) в отношении участка по адресу: "адрес" в соответствии со схемой раздела земель коллективной собственности "данные изъяты" (кад. N). На Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Меркуловой О.П. от 12 апреля 2019 года об определении вида разрешенного использования указанного земельного участка.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 мая 2020 года решение от 12 апреля 2019 года отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе Меркулова О.П. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Определением судьи от 20 июля 2020 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Удовлетворяя административный иск в части, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом предлагается такое изменение вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, которое ведет к сокращению объема прав административного истца по сравнению с ранее применявшимся земельным законодательством Украины, что противоречит статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьям 5, 6 и 13 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" и пункту 5 Порядка N 228-ПП.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований Меркуловой О.П, суд апелляционной инстанции верно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Меркулова О.П. является сособственником спорного земельного участка, вид разрешенного использования которого - "для ведения личного крестьянского хозяйства".
От имени Меркуловой О.П. ее представитель подал в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя заявление на получение государственной услуги - определение вида разрешенного использования земельного участка - приусадебный участок для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2 по Классификатору).
Ответом от 31 мая 2019 года департаментом сообщено о том, что вид использования земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством Украины "для ведения личного крестьянского хозяйства", путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видом использования земельных участков, в соответствии с Классификатором, а также с учетом Таблицы, Департамент считает возможным определить вид разрешенного использования указанного земельного участка, как "Растениеводство" (код 1.1) или "Животноводство" (код 1.7). А поскольку испрашиваемый вид приусадебный участок для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2) не является максимально приближенным по смыслу и функциональному использованию, его определение в рамках Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя не возможно.
Из материалов дела следует, что административный истец и заинтересованные лица являются собственниками спорного земельного участка согласно схемы раздела земель коллективной собственности ЗАО с. Перовской, разрешенное использование: для ведения личного крестьянского хозяйства. Указанный вид функционального использования земельного участка содержится в правоустанавливающем документе - государственном акте на право собственности на земельный участок.
Согласно кадастровому паспорту данный земельный участок имеет кадастровый N и разрешенное использование: для ведения личного крестьянского хозяйства. Категория земель: земли населенных пунктов.
Ссылаясь на изложенное, верно указано судом апелляционной инстанции, что из указанных документов следует, что в государственный кадастр недвижимости РФ сведения в графу "вид разрешенного использования" внесены в отношении спорного земельного участка, исходя из вида использования, установленного в соответствии с земельным законодательством Украины, из правоустанавливающего документа, выданного уполномоченным органом Украины, без соотнесения его с российским законом.
Согласно части 1.1. статьи 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с указанным федеральным конституционным законом Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее Закон N46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города Севастополя.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
С целью урегулирования правоотношений по определению видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, постановлением Правительства Севастополя от 28 марта 2016 гола N 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя" (далее - Порядок).
Согласно абзацу 5 пункта 2 Порядка виды разрешенного использования земельного участка определяются на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" в редакции, действующей на момент рассмотрения вопроса об определении видов разрешенного использования земельного участка.
В пункте 5 Порядка указано, что определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом с учетом пункта 3 настоящего Порядка в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков с учетом заключения исполнительного органа государственной власти города Севастополя в сфере архитектуры и градостроительства относительно границ населенных пунктов города Севастополя.
Согласно пункту 8 Порядка определение вида разрешенного использования земельного участка, категории земель в соответствии с положениями Таблицы не должно привести к ограничению или запрету использования земельного участка теми способами и для тех целей, которые были допустимы в соответствии с целевым назначением земельного участка, установленным ранее. При этом, учитывая многообразие формулировок видов использования земельного участка, установленных согласно земельному законодательству Украины, должно проводиться путем соотнесения максимально приближенных по смыслу и функциональному использованию видов использования земельного участка.
Также верно отмечено судом апелляционной инстанции, что спорный земельный участок образован из земель коллективной собственности ЗАО "С.Перовской" согласно схеме распределения, что указывает на полевой характер земельного участка, а потому, исходя из системного анализа статьи 5 Закона N46-ЗС и Порядка, которые не отменены, недействующими не признаны и призваны регулировать особенности правоотношений в данной сфере в городе Севастополе, а также положений статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", судебная коллегия приходит к выводу о том, что административный ответчик правомерно отказал в испрашиваемой административным истцом государственной услуге.
Учитывая изложенное, приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции правильно отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении требований заявителя.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 мая 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Меркуловой ФИО9 без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Шелудько В.В.
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.