Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Шелудько В.В. и Карасова Н.Х.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя 1 отдела ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Пояркова А.Ю. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 декабря 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 26 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Фомина ФИО8 к 1 отделу ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Фомин Ю.А. обратился в суд с административным иском, в котором просил: признать незаконным решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ ЮРУЖО МО РФ N24/сев от 24 сентября 2019 года в части указания даты принятия истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с 16 января 2019 года; признать незаконными действия начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ ЮРУЖО МО РФ, ФГКУ КТУИО МО РФ, выраженные в отказе во внесении изменений в учетные данные Фомина Ю.А. в части указания даты принятия на жилищный учет - с 25 июля 2013 года; возложить на начальника 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ ЮРУЖО МО РФ, ФГКУ КТУИО МО РФ обязанность внести изменения в учетные данные административного истца содержащиеся в реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, указав дату принятия на жилищный учет с 25 июля 2013 года.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 декабря 2019 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 26 мая 2020 года решение суда от 17 декабря 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель 1 отдела ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту предусмотрено исключительное право на обеспечение жилыми помещениями которое наступает только по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, тогда как Фомин Ю.А. на 27 мая 2013 года не имел соответствующею выслугу лет и указанных в законе основной увольнения. Выслуга лет Фомин Ю.А. на 27 мая 2013 года составила не более 8 лет. Фомин Ю.А. на 27 мая 2013 года не мог и не имел законных прав на обеспечение его жилым помещением для постоянного проживания, а лишь приобрел право на обеспечение временным служебным жилым помещением на период прохождения воинской службы в Севастопольском гарнизоне, которым был обеспечен и проживает по настоящее время.
Определением судьи от 29 июля 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Следовательно, лицу гарантируется судебная защита исходя из предположения, что права и свободы, о защите которых он просит, ему принадлежат и были нарушены.
Положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" регулируют порядок реализации социальных гарантий и социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Анализирую в совокупности вышеприведенные нормы закона, следует, что право члена семьи военнослужащего на обеспечение жилым помещением, является производным от права самого военнослужащего на предоставление жилого помещения. Отказ в предоставлении военнослужащему в обеспечении жилым помещением, не свидетельствует об отсутствии у членов семьи военнослужащего права на обращение в суд за защитой нарушенного субъективного права на обеспечение жилым помещением в качестве члена семьи военнослужащего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фомин Ю.А. проходил военную службу по контракту в вооруженных силах Украины с 25 июля 206 года по 21 марта 2014 год в войсковой части N4515 в городе Севастополе.
В соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Указом Президента Российской Федерации N164 от 20 марта 2014 "О признании действительными воинских званий, документов об образовании граждан Российской Федерации являющихся военнослужащими органов военного управления и воинских формирований Республики Крым и документов о прохождении ими военной службы" Фомин Ю.А. включен в списки личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с присвоением личного номера, в соответствии со ст. 38 Федерального закона N53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" и статьей 9 Положения о порядке прохождения военной службы полагать проходившим военную службу по контракту с 21 марта 2014 года.
С 21 марта 2014 года административный истец проходил военную службу по контракту в войсковой части N80159 в городе Севастополе.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части "данные изъяты" (по строевой части) N242 от 25 декабря 2018 года Фомин Ю.А, уволен с военной службы приказом командира войсковой части "данные изъяты" (по личному составу) N80 от 24 декабря 2018 года в отставку по состоянию здоровья (подпункт "в" пункта 1 статьи 51 Федерального закона N53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе") и с 31 декабря 2018 года исключен из списков личного состава; выслуга лет в вооруженных силах по состоянию на 25 декабря 2019 года - 13 лет 8 месяцев.
Согласно письма Севастопольской квартирно-эксплуатационной части Минобороны РФ N584 от 6 февраля 2019 года Фомин Ю.А. находился на квартирном учете в Севастопольском гарнизоне при войсковой части А4515 в общей очереди с 25 июля 2013 года составом семьи один человек. По учету Севастопольской КЭЧ за период службы в Севастопольском гарнизоне жильем (служебным, постоянным) от Министерства Обороны Украины не обеспечивался.
Обжалуемым решением от 24 сентября 2019 года Фомин Ю.А. с составом семьи два человека, в том числе дочь Фомина В.Ю, с 16 января 2019 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у административного ответчика не имелось правовых оснований не учитывать первоначальную дату постановки Фомина Ю.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в период его службы на территории г. Севастополя в вооруженных силах Украины.
С таким выводом соглашается коллегия судей исходя из следующего.
Судебными инстанциями, со ссылкой на приведенные нормы права правильно указано, что поскольку Фомин Ю.А. являлся военнослужащим Вооруженных Сил РФ, уволенным в запас по состоянию здоровья, продолжительность военной службы которого составляет более десяти лет, последний имеет право вместе с членами его семьи быть принятым на учет, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
При этом судами принято во внимание, что как следует из ответов Севастопольской КЭЧ N 584 от 6 февраля 2019 года на обращение Фомина Ю.А, а также N6697 от 5 декабря 2019 года на запрос Нахимовского районного суда г. Севастополя, согласно имеющемуся в КЭЧ Списку военнослужащих Севастопольского гарнизона, находящихся на квартирном учете по состоянию на 28 марта 2014 года, служащий войсковой части А4515 Фомин Ю.А. принят на жилищный учет с 25 июля 2013 года составом семьи один человек. Указано, что жилищное дело сержанта контрактной службы Фомина Ю.А, в котором могут находиться протоколы жилищной комиссии войсковой части и справки о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, было передано в ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ 1 отдел (г. Севастополь) по Приложению N7 к акту приема-передачи от 5 августа 2014 года. Как следует из представленного в заседании суда апелляционной инстанции данного дела, истец согласно протокола N136 заседания жилищной комиссии в "данные изъяты" от 27 мая 2013 года принят на квартирный учет для получения жилья с указанной даты.
Президентом Российской Федерации издан Указ N 428 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту" пунктами 1, 3 которого установлено, что федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, обеспечивать военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, ранее проходивших военную службу в дислоцировавшихся (располагавшихся) до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частях вооруженных сил, воинских формированиях и правоохранительных органах Украины, в которых предусмотрена военная служба, в органах военного управления и воинских формированиях Республики Крым, а также службу в региональных органах Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, располагавшихся до 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым и г. Севастополя, жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту.
Федеральным органам исполнительной власти, принявшим от соответствующих подразделений вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, от органов военного управления и воинских формирований Республики Крым, от региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины документы о признании военнослужащих, названных в пункте 1 настоящего Указа, нуждающимися в жилых помещениях, осуществлять при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, постановку военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты постановки на учет, указанной в этих документах.
Судебная коллегия считает правильными выводы судов о том, что поскольку Фомин Ю.А. с 25 июля 2013 года в период прохождения военной службы в рядах вооруженных сил Украины в городе Севастополе был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, жилищное дело истца 5 февраля 2014 года было передано административному ответчику 1 отдела (г. Севастополь) ФГКУ ЮРУЖО МО РФ, являлся военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, у которого имелись основания, предусмотренных законодательством Российской Федерации, постановку военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях вследствие чего на него распространяется действие Указа Президентом Российской Федерации N428, при этом доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем вопреки доводам жалобы подлежал постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с даты постановки на учет, указанной в представленных ответчику документах - то есть с 25 июля 2013 года.
С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, судебная коллегия кассационной инстанции считает, что суды пришли к правильному выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 26 мая 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Шелудько В.В.
Карасова Н.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.