Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Капункин Ю.Б., рассмотрев единолично кассационную жалобу представителя Авдеева Вячеслава Сергеевича по доверенности Кузьминой Надежды Константиновны на апелляционное определение Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по Кировскому району города Астрахани к Авдееву ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций, установил:
ИФНС России по Кировскому району города Астрахани обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Авдеева В.С. в пользу ИФНС России по Кировскому району города Астрахани задолженности по транспортному налогу в размере 18143, 00 рублей, пени за несвоевременную оплату транспортного налога в размере 23, 40 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года и прочие начисления в размере 19422, 87 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01 января 2017 года и прочие начисления 2018 год в размере 5840 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года, прочие начисления 4 квартал 2016 года в размере 1170, 39 рублей. Всего на сумму 44576, 66 рублей.
Решением Кировского районного суда города Астрахани от 23 марта 2020 года в удовлетворении административного иска ИФНС России по Кировскому району города Астрахани к Авдееву ФИО6 о взыскании обязательных платежей и пени отказано.
Апелляционным определением Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года решение Кировского районного суда города Астрахани от 23 марта 2020 года отменено. По делу принято новое решение, которым административное исковое заявление ИФНС России по Кировскому району города Астрахани к Авдееву В.С. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворено. С Авдеева В.С. взыскана в пользу ИФНС России по Кировскому району города Астрахани задолженность по транспортному налогу в размере 18 143 рублей, пени 23, 40 рублей, страховые взносы в размере 26 433, 26 рублей, а в общей сумме 44 599, 66 рублей.
Не согласившись с апелляционным определением Астраханского областного суда Авдеев В.С. обратился в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене апелляционного определения, поскольку считает его незаконным и необоснованным в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Определением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 августа 2020 года кассационная жалоба принята к производству.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Четвертый кассационный суд считает, что судом апелляционной инстанции допущены такие нарушения.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Авдеев В.С. является собственником транспортных средств. В связи с чем, налоговый орган требованием N 11343 от 07 февраля 2020 года обязал Авдеева В.С. погасить задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 18120 рублей и пени 23, 40 рублей, установив срок уплаты до 26 марта 2019 года.
Также за Авдеевым В.С. числится задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 года в размере 19422, 87 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 года и прочие начисления за 2018 год в размере 5840 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 года в размере 1170, 39 рублей, а всего в размере 26433, 26 рублей.
Требованием N 61104 от 09.02.2018 года и N 71525 от 22.01.2019 года об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени и штрафа Авдееву В.С. предложено погасить задолженность до 02.03.2018 года и 11.02.2019 года соответственно.
Отказывая ИФНС России по Кировскому району города Астрахани в удовлетворении административных исковых требований суд первой инстанции указал, что налоговым органом пропущен срок на принудительное взыскание налоговой задолженности.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования ИФНС России по Кировскому району города Астрахани суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования налогового органа выставлены в 2019 году, а значит с соблюдением норм налогового законодательства.
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку в данном случае судом апелляционной инстанции не приняты во внимание следующие положения Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Таким образом, за 2015 год уведомление об уплате транспортного налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 1 октября 2016 года.
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2015 года было направлено Авдееву В.С. лишь 26 ноября 2018 года.
Согласно положениям пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (ч.ч. 2, 3 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" под днем выявления недоимки следует принимать следующий день после наступления срока уплаты налога (пункт 50). Таким образом, момент выявления недоимки по налогам и страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты.
Исходя из положений, закрепленных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения вышеупомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование до 01 января 2017 года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно положениям вышеуказанного федерального закона и положениям части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" недоимка по страховым взносам, возникшая до 2017 года, а так же задолженность по соответствующим пеням и штрафам, признается безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
В соответствии с положениями п.п. 2 п. 1 статьи 419 НК РФ, п. 2 статьи 432 НК РФ срок уплаты индивидуальными предпринимателями взносов на обязательное пенсионное страхование за год с доходов, не превышающих 300 000 рублей - не позднее 31 декабря текущего года.
Согласно положениям п.п. 1, 3 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Данные правила применяются так же в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Как уже было указано выше, под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.
В данном случае судом апелляционной инстанции, приведенные выше нормы, соблюдены не были.
В связи с чем, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришел к выводу о том, что апелляционным судом не были установлены фактические обстоятельства по данному делу, в результате чего допущены нарушения норм материального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного ответчика, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем, апелляционное определение подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо в полной мере установить фактические обстоятельства по делу, периоды взыскиваемой задолженности и соблюдение норм налогового законодательства по процедуре принудительного взыскания задолженности по налогам и пени.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, определил:
апелляционное определение Астраханского областного суда от 29 июня 2020 года отменить, дело направить административное дело на новое рассмотрение в Астраханский областной суд в ином составе суда.
Судья Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.