N 2а- 2579/2020
г. Краснодар 04.09.2020
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу ФИО6 на ФИО1 Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО6 к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N, заинтересованное лицо: Избирательная комиссия Администрации "адрес" об оспаривании ФИО1 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения ФИО6, поддержавшего кассационную жалобу, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, полагавшую кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:
ФИО8 обратился в суд с вышеназванным административным иском. С учетом уточнения требований просил признать незаконным и отменить постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N (ОИК N) от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты ФИО1 муниципального образования " "адрес"" ФИО8, выдвинутого Региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость в "адрес"". Обязать ОИК N рассмотреть вопрос о регистрации ФИО8 кандидатом в депутаты ФИО1 "адрес" от указанной политической партии.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 муниципального образования " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов ФИО1 муниципального образования " "адрес"" седьмого созыва.
Постановлением ОИК N от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО8, выдвинутому кандидатом в депутаты региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость", отказано в регистрации кандидатом по названному избирательному округу в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
ФИО8 считает, что у комиссии не было оснований для признания недействительными 60 подписей избирателей, что составило 100% от общего количества подписей. При этом на заседание окружной избирательной комиссии в целях подтверждения своих подписей, проставленных в подписных листах и в подлинности которых усомнился специалист ФИО7, явились избиратели, которые не были заслушаны избирательной комиссией. Ходатайство административного истца обеспечить присутствие специалиста-эксперта на заседании комиссии также не было удовлетворено. При этом данные обстоятельства не были отражены в протоколе заседания комиссии. Постановление ОИК N от ДД.ММ.ГГГГ N вынесено и вручено административному истцу с нарушением требований закона.
Ссылаясь на нарушение избирательных прав своих и лиц, подписавших подписные листы, ФИО8 просил об удовлетворении административного иска.
ФИО1 Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО8 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, приведшим к принятию неправильного ФИО1. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что судами проигнорированы положения пункта 3.1 Постановления ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N "О методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей", в соответствии с которым любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
На кассационную жалобу Избирательной комиссией муниципального образования " "адрес"", прокурором поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении ФИО1 судов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленных судебных актов.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ). ФИО1 и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также ФИО1 и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд, что следует из положений части 1 статьи 75 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, статьи 239 КАС РФ.
Из содержания части 3 статьи 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ следует, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также выдвижения избирательным объединением (часть 2 статьи 32 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ, часть 2 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2009-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в "адрес"").
Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе (часть 9 статьи 37 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0, 5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона от ДД.ММ.ГГГГ от N 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата изложен в пункте 24 статьи 38 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
В частности, основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 указанного законоположения). Аналогичные положения содержатся в пункте 7 части 6 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в "адрес"" (далее -Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2009-ОЗ).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ).
Обстоятельства, в соответствии с которыми подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях признаются недействительными и недостоверными определены в пунктах 6.2- 6.4 статьи 38 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N67-ФЗ.
На основании подпунктов "в", "е", "ж", "л" пункта 6.4 статьи 38 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума; подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при рассмотрении заявлений об оспаривании ФИО1 избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Закона N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей.
Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Закона N 67-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 9/2009-ОЗ если кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Для проведения указанной проверки избирательная комиссия вправе образовать рабочую группу в составе членов избирательной комиссии с правом решающего голоса (не менее трех человек), а также работников аппарата избирательной комиссии. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Из материалов дела следует, что ФИО1 муниципального образования " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N "О назначении выборов депутатов ФИО1 муниципального образования " "адрес"" седьмого созыва" выборы депутатов ФИО1 "адрес" седьмого созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением избирательной комиссии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N полномочия окружных избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов ФИО1 муниципального образования " "адрес"" седьмого созыва 13.09. 2020 года возложены на территориальные избирательные комиссии. Полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N возложены на Территориальную избирательную комиссию "адрес".
Постановлением избирательной комиссии МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата и максимальное количество подписей избирателей, представляемое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу N, составляющее, соответственно 54 и 60.
Отказывая в административном иске, суд первой инстанции и согласившаяся с ним судебная коллегия, руководствовались положениями Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, "адрес" от 02.03.2009 N-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в "адрес"", разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и применительно к фактическим обстоятельствам рассмотренного дела пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление окружной избирательной комиссии вынесено в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая дело, суд первой инстанции установил, что 13.07.2020 ФИО8 уведомил ОИК N о выдвижении кандидатом в депутаты ФИО1 муниципального образования " "адрес"" седьмого созыва от избирательного объединения Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию ФИО8 представлены документы, необходимые для регистрации кандидата, в том числе, подписные листы с подписями избирателей в количестве 60, собранными в поддержку его выдвижения. В группу по приему и проверке избирательных документов, представленных кандидатами в ОИК N, в установленном законом порядке включен специалист-почерковед: начальник отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра УМВД России по "адрес" ФИО7
В заключении указанного специалиста-почерковеда от ДД.ММ.ГГГГ N указано, что подписи от имени избирателей, расположенные в строках N и N подписного листа N и в строке N подписного листа N - вероятно выполнены одним лицом; в строках N N и 2 подписного листа N, вероятно выполнены одним лицом. Даты внесения подписей избирателей, расположенные в строках N и N подписного листа N и в строке N подписного листа N вероятно выполнены одним лицом и не сборщиком; в строке N подписного листа N выполнены кандидатом; в строке 2 подписного листа N и в строке N подписного листа N, а так же в строке N подписного листа N, вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом; в строках N N и 4 подписного листа N вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом. Сведения об избирателях (Ф.И.О.), расположенные в строках N и N подписного листа N и в строке N подписного листа N вероятно выполнены одним лицом и не сборщиком; в строке 5 подписного листа N выполнены кандидатом; в строке 2 подписного листа N и в строке 3 подписного листа N, а так же в строке 3 подписного листа N, вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом; в строках N, 3 подписного листа N вероятно выполнены одним лицом и не кандидатом.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов рабочей группы одномандатного избирательного округа N от ДД.ММ.ГГГГ с подписями избирателей из проверенных 60 подписей избирателей количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составило 60, количество достоверных и действительных подписей - 0, что является недостаточным для регистрации кандидата в депутаты ФИО1 муниципального образования " "адрес"".
При этом недостоверными подписями в соответствии с заключением эксперта или официальной справкой органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, на основании статьи 38 Закона 12.06.2002 N 67-ФЗ признаны: по пункту 6.3 указанного законоположения - 3 подписи, подпункту "в" пункта 6.4 - 1 подпись, подпункту "е" пункта 6.4 - 6 подписей; подпункту "л" пункта 6.4 - 6 подписей. На основании подпункта "и" пункта 6.4 признаны недействительными все 60 подписей, как содержащиеся в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным Приложением N к Закону ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО8 также отказано в регистрации кандидатом в депутаты ФИО1 муниципального образования " "адрес"" по одномандатному избирательному округу N Региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" на основании пункта 7 части 6 статьи "адрес" "О выборах в органы местного самоуправления в астраханской области" (недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата).
Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N от ДД.ММ.ГГГГ N названное выше Постановление окружной избирательной комиссии отменено на основании пункта 7 статьи 38 Закона ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ по итогам заседания членов окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N вынесено оспариваемое постановление N, которым ФИО8 отказано в регистрации кандидатом в депутаты ФИО1 муниципального образования " "адрес"" по одномандатному избирательному округу N Региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" на основании пункта 7 части 6 статьи "адрес" "О выборах в органы местного самоуправления в астраханской области" по тем же правовым основаниям.
Оценивая доводы административного иска, суд первой инстанции и с ним согласилась судебная коллегия апелляционного суда, пришел к выводу о том, что административный ответчик неправомерно признал недействительными 60 подписей на основании подпункта "и" пункта 6.4 Закона ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, как содержащиеся в подписных листах, форма которых не соответствует требованиям, установленным Приложением N к упомянутому федеральному закону. Суд указал на то, что изложенная в подписных листах формулировка не вводит избирательную комиссию, а равно и избирателей, в заблуждение относительно принадлежности кандидата к избирательному объединению.
В тоже время на основании имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к выводу о том, что административным ответчиком обоснованно признаны недействительными подписи по основаниям, предусмотренными статьей 38 Закона ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ: по пункту 6.3 - 3 подписи, подпункту "в" пункта 6.4 - 1 подпись, подпункту "е" пункта 6.4 - 6 подписей; подпункту "л" пункта 6.4 - 6 подписей.
При этом судом первой инстанции был допрошен начальник отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра УМВД России по "адрес" ФИО7, вынесший заключение специалиста N от ДД.ММ.ГГГГ по проверке подписных листов, предоставленных кандидатом в депутаты ФИО1 муниципального образования " "адрес"" седьмого созыва, выдвинутого по одномандатному избирательному округу N ФИО8, который свое заключение поддержал и дал исчерпывающие ответы на поступившие в ходе разбирательства дела вопросы. Суд отклонил доводы административного истца о том, что выводы, содержащиеся в заключении специалиста-почерковеда, с учетом приведенных в нем выражений носят вероятностный, а не категоричный характер, следовательно, не могли быть приняты избирательной комиссией в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата по основаниям, установленным пунктами 6.3, 6.4 статьи 38 Закона ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ.
При этом суд указал на то, что проверка подписей избирателей производилась экспертом внутренних дел, что соответствует действующему законодательству. Содержащиеся в заключении выражения и формулировки приемлемы в рамках законодательства, регулирующего правоотношения в сфере избирательного права. На правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Ходатайства административного истца о вызове свидетелей и назначении по делу судебной почерковедческой экспертизы судом рассмотрено и мотивированно отклонено.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения материального закона, регулирующего возникшие правоотношения, и с соблюдением норм процессуального права.
В тоже время доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на факты, свидетельствующие о наличии предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены постановленных судебных актов, вследствие чего ФИО1 судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
ФИО1 Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО8 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.