Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Азова по доверенности Шаталова С.Н. на решение Азовского городского суда Ростовской области от 05 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 декабря 2019 года, по гражданскому делу по иску Азовского межрайонного прокурора в интересах Меняйло А.Н. к администрации г. Азова об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
Азовский межрайонный прокурор, действующий в интересах Меняйло А.Н, обратился в суд с иском к администрации г. Азова об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование иска указал, что по результатам проведенной проверки по обращению Меняйло А.Н. истцом установлено, что Меняйло А.Н. является инвалидом 2 группы, недвижимого имущества в собственности не имеет. Постановлением Главы администрации г. Азова от ДД.ММ.ГГГГ. N Меняйло А.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации г. Азова от ДД.ММ.ГГГГ. N Меняйло А.Н. включен в отдельный список граждан, имеющих право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени он жилым помещением не обеспечен. На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика предоставить Меняйло А.Н. благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору социального найма жилого помещения.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 05 сентября 2019 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 декабря 2019 года решение Азовского городского суда Ростовской области от 05 сентября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель администрации г. Азова Шаталов С.Н. просит судебные постановления, вынесенные по данному делу отменить как незаконные и необоснованные, основанные на неправильном применении норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В жалобе указано, что у органа местного самоуправления отсутствует реальная финансовая возможность заключения договора социального найма жилого помещения с Меняйло А.Н, так как он не относится к категории малоимущих граждан. Для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению жилым помещением, необходимо наделение такого органа отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов. Так как указанные государственные полномочия ответчику переданы не были, соответственно, не были переданы материальные и финансовые ресурсы для их осуществления. По мнению апеллянта, финансирование затрат на обеспечение жильем Меняйло А.Н. возможно за счет средств федерального бюджета.
На судебное заседание в суд кассационной инстанции явились: прокурор Фролова Е.В.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Фроловой Е.В, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из протокола врачебной комиссии Азовского филиала ГБУ РО "Психоневрологический диспансер" ДД.ММ.ГГГГ года N, заболевание Меняйло А.Н. включено в перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. ст. 49, 57 ЖК РФ, положениями Приказа Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и исходил из законности и обоснованности заявленных исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции, указав, что доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы принятого по делу решения.
Судебная коллегия находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательств.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилищное законодательство не ставит в зависимость право на внеочередное предоставление жилого помещения от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о возложении обязанности предоставить Меняйло А.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на ответчика, посчитав доводы возражений несостоятельными.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно п. 3 ч. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что поскольку Меняйло А.Н. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, состоит на жилищном учете по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем, он подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Таким образом, предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего ЖК РФ, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления. Следовательно, у администрации г. Азова имеется обязанность по предоставлению Меняйло А.Н. помещения по договору социального найма.
Доводы относительно отсутствия реальной финансовой возможности, заключения договора социального найма жилого помещения не могут явиться основанием к отмене законного и обоснованного решения по делу.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с данной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами, в связи с чем, не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 379.4 - 379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 05 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Азова Шаталова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.