Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В. и Лопаткиной Н.А, с участием прокурора Шаповаловой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Ольги Авангардовны, Кузнецовой Татьяны Александровны, Кузнецова Павла Александровича, Кузнецовой Анны Александровны к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о компенсации морального вреда по кассационной жалобе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Северского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Овсянникова А.Г, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
Кузнецова О.А, Кузнецова Т.А, Кузнецов П.А, Кузнецова А.А. обратились в суд с требованиями к ОАО "Российские железные дороги" о компенсации морального вреда, причиненного в результате гибели Кузнецова А.И.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2019 года исковые требования удовлетворены частично: с ОАО "Российский железные дороги" в пользу Кузнецовой О.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей, в пользу Кузнецовой Т.А. - 100 000 рублей, в пользу Кузнецова П.А. - 100 000 рублей, в пользу Кузнецовой А.А. - 100 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2019 года решение суда оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе представителем ОАО "РЖД" Игнатенко М.А. ставится вопрос об отмене судебных актов, как незаконных.
Заявитель жалобы считает, что они вынесены с существенным нарушением норм материального права, ссылаясь на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; на несогласие с размером взысканной в пользу истцов компенсации морального вреда, так как не принято во внимание, что в действиях погибшего Кузнецова А.И. имеет место суицид и нахождение последнего в состоянии алкогольного опьянения; на наличие у истцов права обратиться за возмещением вреда в ООО "Страховая Компания "Согласие", с которой ОАО "РЖД" заключен договор страхования гражданской ответственности последнего.
На кассационную жалобу от заместителя прокурора Краснодарского края Орлова Р.В. поступили возражения, в которых содержится просьба оставить ее без удовлетворения, а судебные акты без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в пгт. Ильском Северского района Краснодарского края умер Кузнецов А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кузнецов А.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в зарегистрированном браке с Кузнецовой О.А, имел детей Кузнецова П.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кузнецову А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Кузнецову Т.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии со справкой администрации Ильского городского поселения Северского района от 19 ноября 2018 года, Кузнецова О.А, совместно со своими детьми Кузнецовой А.А, Кузнецовой Т.А. и Кузнецовым П.А. проживают по адресу: "адрес".
Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 15 июля 2016 года, акта судебно-медицинского исследования N146/2016 от 06 июля 2016 года, смерть Кузнецова А.И. наступила от множественных телесных повреждений не совместимых с жизнью, которые возникли в результате железнодорожной травмы с признаками переезда колесами железнодорожного транспорта.
В ходе проверки по факту смертельного железнодорожного травмирования Кузнецова А.И. установлено, что 15 июня 2016 года около 15 часов 24 минут пассажирским поездом N 502 сообщением Анапа-Киров под управлением машиниста Боровского В.В, 712 км, пикет 3 главного пути перегона Ильская-Северская, был смертельно травмирован Кузнецов А.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу "адрес".
Актом служебного расследования установлено, что при управлении пассажирским поездом N 502 машинист Боровский В.В. и помощник машиниста Петров А.Н. не нарушили требования Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом МПС России от 26 мая 2000 года N ЦРБ-756, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной приказом МПС России от 26 мая 2000 года N ЦРБ-757, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железной дороге Российской Федерации, утвержденной приказом МПС России от 16 октября 2000 года NЦЦ-790.
Постановлением старшего следователя Краснодарского следственного отдела на транспорте Южного следственного управления на транспорте СК России от 15 июля 2016 года отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием в действиях локомотивной бригады пассажирского поезда состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 263 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Судом также установлено, что на момент гибели Кузнецова А.И, ответственность ОАО "Российские железные дороги" была застрахована по договору страхования гражданской ответственности от 8 декабря 2014 года N 02910 ГОЖД/2012, заключенному ОАО "Российские железные дороги" с ООО "Страховая Компания "Согласие", согласно которому страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в течение действия договора, жизни, здоровью, имуществу выгодоприобретателей или окружающей среде, которые влекут за собой обязанность страхователя произвести страховую выплату, за исключением случаев, указанных в п. 2.5 настоящего договора.
При этом, событие признается страховым случаем, если оно произошло в результате использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей не общего пользования.
Согласно п. 2.3 договору страхования по настоящему договору застрахован риск гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда в течение действия настоящего договора жизни и здоровью выгодоприобретателей, в том числе морального вреда лицам, которым причинены телесные повреждения, ранения, расстройства здоровья, а также лицом, которым в случае смерти потерпевшего страхователь обязан компенсировать моральный вред.
Пунктом 8.1.1.3 договора страхования предусмотрено, что в случае, если суд возложил на страхователя обязанность денежной компенсации морального вреда выгодоприобретателям, страховая выплата осуществляется страховщиком в размере не более 100 000 рублей лицам, которым в случае смерти потерпевшего страхователь по решению суда обязан компенсировать моральный вред. Выплата компенсации морального вреда этим лицам производится из общей суммы 100 000 рублей в равных долях.
Актом служебного расследования транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни и здоровью граждан, не связанных с производством на железнодорожном транспорте от 29 июня 2016 года установлено, что причиной транспортного происшествия явилось грубое нарушение Кузнецовым А.И. раздела N 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранс от 8 февраля 2007 года N 18. Суицид.
При судебно-химическом исследовании трупа Кузнецова А.И. обнаружен этиловый алкоголь в количестве 1, 5 промилле, что относится к средней степени алкогольного опьянения.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 151, 1064, 1079, 1083, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", разъяснения, содержащиеся в пунктах 17, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", разъяснения, содержащиеся в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", установив, что ответчик является владельцем источника повышенной опасности, которым причинен вред, пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных истцом исковых требований и об их частичном удовлетворении, взыскав с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда по 100 000 рублей каждому.
Суд кассационной инстанции оснований для иного толкования норм материального права, для иной оценки представленных сторонами доказательств не находит, считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными и обоснованными.
Судами первой и апелляционной инстанции учтены обстоятельства гибели Кузнецова А.И, в том числе грубой неосторожности в его действиях при нахождении на железнодорожных путях, размер компенсации морального вреда определен с учетом принципа разумности и справедливости.
Доводы кассационной жалобы о наличии у истцов права обратится за страховой выплатой в ООО "Страховая Компания "Согласие" также являются необоснованными, так как согласно условиям заключенного между ответчиком и страховой компанией Договора страхования гражданской ответственности N 02910ГОЖД/2012, обязанность по выплате страхового возмещения у последнего возникает только при добровольном признании предъявленной ОАО "РЖД" претензии, а в случае отсутствия добровольного признания - на основании решения суда, установившего обязанность страхователя возместить причиненный ущерб.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание выводов суда первой и апелляционной инстанций по существу спора, учитывается, что по смыслу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северского районного суда Краснодарского края от 15 июля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Н. Кудрявцева
Судьи Н.В. Лозовая
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.