Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фрид Е.К, судей Песоцкого В.В, Грибанова Ю.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппского И. В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об установлении арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 7 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея Магалову К.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, а также представителя Филиппского И.В. - Соколову Е.В. об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
установила:
Филиппский И.В. обратился с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) об установлении арендной платы по договору аренды земельного участка.
В обоснование требований истец указал, что 25 июня 2008 года между МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея и Обществом с ограниченной ответственностью "Немецкая деревня" (далее - ООО "Немецкая деревня") заключен договор аренды земельного участка N, находящегося в федеральной собственности сроком на 10 лет.
05 сентября 2012 года между Закрытым акционерным обществом "Немецкая деревня" (далее - ЗАО "Немецкая деревня") и Филиппским И.В. заключен договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка.
На данном земельном участка истцом построен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за Филиппским И.В.
В связи с истечением 23 января 2017 года срока договора аренды земельного участка истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора аренды на новый срок 49 лет.
Ответчиком подготовлен и направлен в адрес истца договор аренды земельного участка с установлением срока аренды с 24 января 2017 года по 23 января 2066 года. В соответствии с условиями договора размер арендной годовой платы составляет 643 420 рублей исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Не согласившись с порядком расчета арендной платы, 24 января 2019 года Филиппский И.В. обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в п. 3.1 договора N "Расчет арендной платы" и Приложение N 2.
Ответчик отказался вносить изменения в проект договора.
Истец просил обязать ответчика установить арендную плату по договору аренды в размере 28 403 рублей в год.
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 07 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2020 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25 июня 2008 года между МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея и ООО "Немецкая деревня" заключен договор аренды N земельного участка, находящегося в федеральной собственности, предметом которого являлся земельный участок с кадастровым N, площадью 1358 кв.м с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", расположенный по адресу: "адрес" Срок действия договора аренды установлен на 10 лет - до 23января 2017 года.
31 июля 2008 года произведена государственная регистрация договора аренды.
В соответствии с условиями договора размер арендной платы составляет 380 рублей 24 копейки в год.
05 сентября 2012 года между ЗАО "Немецкая деревня" и Филиппским И.В. заключен договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка N от 25 июня 2008 года.
Государственная регистрация договора проведена 20 ноября 2012 года.
На данном земельном участке истцом на основании разрешения на строительство N от 09 февраля 2010 года, выданного ЗАО "Немецкая деревня" Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодара, построен одноэтажный кирпичный жилой дом с кадастровым N площадью 215, 8 кв.м.
29 декабря 2016 года право собственности на него зарегистрировано за Филиппским И.В, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29 декабря 2016 года.
В связи с истечением 23 января 2017 года срока договора аренды земельного участка истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора аренды на новый срок на 49 лет.
07 марта 2017 года ответчиком принято распоряжение N "О предоставлении в аренду Филиппскому И.В. земельного участка с кадастровым N, расположенного в городе Краснодаре", согласно которому истцу предоставлен земельный участок в аренду на 49 лет.
Ответчик в адрес истца направил договор аренды земельного участка N от 30 мая 2017 года. Срок аренды в договоре установлен с 24 января 2017 года по 23 января 2066 года.
В соответствии с условиями договора размер арендной годовой платы установлен ответчиком в размере 643 420 рублей, исходя из рыночной стоимости земельного участка на начало 2017 года в размере 6 434 204 рублей.
Не согласившись с порядком расчета арендной платы, 24 января 2019 года Филиппский И.В. обратился к ответчику с заявлением о внесении изменений в пункт 3.1 договора N "Расчет арендной платы" и Приложение N 2, применив подпункты "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (годовая арендная плата равна 0, 6 % от кадастровой стоимости земельного участка).
Письмом от 15 февраля 2019 года ответчик уведомил истца об отказе во внесении изменений в проект договора.
Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что арендную плату по договору аренды необходимо рассчитывать в соответствии с требованиями подпункта "в" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N и удовлетворил требования истца, установив размер арендной платы в размере 28 403 рублей в год, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными.
Суды правомерно, со ссылками на положения пункта 7 статьи 1, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта "в" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 произвели перерасчет платы за земельный участок по договору аренды из ставок, установленных указанной нормой закона.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили правовую оценку, соответствующую установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами двух инстанций правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов, не установлены.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 7 августа 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея - без удовлетворения.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи В.В. Песоцкий
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.