Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования "город Северобайкальск" Котова О.А. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 31 января 2020 г. и решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 февраля 2020 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования "город Северобайкальск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 31 января 2020 г. администрация муниципального образования "город Северобайкальск" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 180 000 рублей.
Решением судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 февраля 2020 г. постановление изменено, назначенное наказание снижено до 100 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В порядке ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи городского суда не пересматривались и вступили в законную силу.
В жалобе глава администрации муниципального образования "город Северобайкальск" Котов О.А. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, считая их незаконными, производство по делу - прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и её экологических зон.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал в частности химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
Деятельность по отведению сточных вод и утилизации отходов в части складирования, захоронения и обезвреживания вновь образующихся отходов I - V класса опасности за пределами специально оборудованных мест размещения отходов, созданных на основании выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации разрешений, включена в Перечень видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 643.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной должностными лицами Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории в период с 21 по 22 марта 2019 г, было установлено, что администрация муниципального образования "город Северобайкальск", на земельном участке, расположенном в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в квартале 03:23:010604, в 450 метрах в северо-восточном направлении от автомобильной дороги Северобайкальск - Даван, в границах 275 квартала, 2 выделе Северобайкальского участкового лесничества, в границах муниципального образования "город Северобайкальск", в нарушение ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", допустило складирование отходов IV класса опасности, образовавшихся в результате демонтажа ветхих аварийных домов, осуществленного в рамках реализации Республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного строительства в Республике Бурятия в 2013-2017 годах".
Факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и виновность администрации муниципального образования "город Северобайкальск" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, актом планового (рейдового) осмотра, копией муниципального контракта от 19 ноября 2018 г. N 0302300103318000172-0195990-01, актами осмотра и приемки выполненных работ, копией решения Северобайкальского городского суда от 24 июля 2019 г. по делу N 2-530/2019 и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия администрации квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрация муниципального образования "город Северобайкальск" не приняло все зависящие от неё меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации состава вмененного ей правонарушения, являются несостоятельными.
Анализ представленных в материалы данного дела доказательств, позволяет прийти к выводу о том, что строительные отходы образовались на территории муниципального образования "город Северобайкальск" при реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в результате демонтажа ветхих и аварийных домов, а складирование отходов IV класса опасности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории осуществлено в связи с исполнением муниципального контракта от 19 ноября 2018 г. N 0302300103318000172-0195990-01 на очистку территории муниципального образования "город Северобайкальск" после расселения аварийных домов, заключенного между МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством" администрации муниципального образования "город Северобайкальск" (Заказчик) и ООО " "данные изъяты"" (Исполнитель). При этом обязанность по размещению отходов на Исполнителя указанным контрактом не возложена. Фактически складирование строительных отходов в центральной экологической зоне Байкальской природной территории осуществлено по указанию Заказчика (л.д. 36-41, 67-71).
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что именно администрация муниципального образования "город Северобайкальск" допустила складирование отходов, образовавшихся в результате её деятельности, на указанном выше земельном участке, а потому обоснованно привлечена к ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Утверждение заявителя о том, что на территории муниципального образования не имеется иных мест для размещения и складирования строительных и бытовых отходов, обоснованность выводов должностного и судьи городского суда о виновности администрации в совершении вмененного ей правонарушения не опровергает, основанием для отмены обжалуемых актов и прекращения производства по данному делу об административном правонарушении не является.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей городского суда в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республики Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 31 января 2020 г. и решение судьи Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 21 февраля 2020 г, вынесенные в отношении администрации муниципального образования "город Северобайкальск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования "город Северобайкальск" Котова О.А. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.