Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Пластининой О.В, судей Старчиковой Е.В, Волковой Е.В.
при ведении протокола секретарем Шевченко А.В, с участием прокурора Сыромотиной М.Н, защитника Равинской Э.А, осужденного Лазовского Е.А, рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по кассационной жалобе осужденного Лазовского Е.А. на приговор Кировского районного суда г. Красноярска от 16 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 21 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Пластининой О.В, изложившей обстоятельства дела и доводы кассационной жалобы осужденного Лазовского Е.А, выступление осужденного Лазовского Е.А. в режиме видеоконференц-связи, адвоката Равинской Э.А, поддержавших доводы кассационной жалобы в полном объеме, мнение прокурора Сыромотиной М.Н, полагавшей необходимым судебные решения в отношении Лазовского Е.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
по приговору Кировского районного суда г. Красноярска от 16 сентября 2019 года:
ЛАЗОВСКИЙ ЕМЕЛЬЯН АЛЕКСАНДРОВИЧ, "данные изъяты" не судимый, осужден по:
- ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 21 ноября 2019 года приговор Кировского районного суда г. Красноярска от 16 сентября 2019 года в части обращения денежных средств в сумме "данные изъяты" рублей в доход государства отменен. Уголовное дело в данной части направлено на новое рассмотрение иным составом суда в порядке ст. ст. 397, 399 УПК РФ, в тот же суд. В остальной части этот же приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе осужденный Лазовский Е.А. выражает несогласие с состоявшимися в отношении него судебными решениями. Анализируя нормы УПК РФ, УК РФ и положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N 55 "О судебном приговоре" считает, что его действия необоснованно были квалифицированы по признаку совершения их группой лиц по предварительному сговору, поскольку, следствием и судом не добыто доказательств о совершении им преступления по предварительной договоренности с иными лицами. Кроме того, считает, что совокупность установленных по делу смягчающих наказание обстоятельств, таких как: полное признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие "данные изъяты" ребенка позволяла суду назначить наказание с применением положений ст. ст. 6, 7, 60, 61, 62, 64, 66 УК РФ. Ссылаясь на практику Верховного Суда Российской Федерации, считает, что назначенное ему наказание является чрезмерно суровым и подлежит с учетом добровольной выдачи им наркотических средств и состояния его здоровья снижению. На основании изложенного, просит судебные решения изменить, исключить из обвинения квалифицирующий признак "группой лиц по предварительному сговору", и снизить назначенное наказание.
Государственный обвинитель Ивкова Е.В. в возражениях на кассационную жалобу осужденного Лазовского Е.А. просит судебные решения, как законные, обоснованные и справедливые оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Проверив материалы уголовного дела в соответствии с требованиями ст. 401.16 УПК РФ, и обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Указанным требованиям закона, названный приговор соответствует.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, по делу не допущено.
Лазовский Е.А. осужден за покушение, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на совершение незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ, совершенные с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Преступление совершено в г. Красноярске в период времени и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Выводы суда о виновности Лазовского Е.А. в совершении преступления являются правильными, так как подтверждаются совокупностью собранных и всесторонне исследованных доказательств по делу, и соответствуют фактическим обстоятельствам совершенного преступления, установленным судом на основании анализа показаний свидетелей "данные изъяты", об обстоятельствах проведения с их участием оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых был задержан Лазовский Е.А, так и самого осужденного Лазовского Е.А, подробно пояснявшего об обстоятельствах сбыта им наркотических средств, как в ходе предварительного следствия, так и в ходе судебного разбирательства.
Показания данных лиц суд обоснованно признал достоверными, поскольку они согласуются между собой, взаимно дополняют друг друга и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами - протоколами следственных действий, результатами оперативно-розыскной деятельности, приобщенными к уголовному делу в качестве доказательств с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, заключениями проведенных по делу экспертиз о виде и количестве наркотических средств и психотропных веществ, изъятых в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий, другими доказательствами, содержание которых подробно приведено в приговоре.
Каких-либо данных о заинтересованности со стороны свидетелей обвинения при даче ими показаний в отношении осужденного Лазовского Е.А, оснований для его оговора судебными инстанциями обоснованно не установлено. Ставить под сомнение объективность оценки показаний свидетелей, приведенной в приговоре суда, которые подтверждаются письменными доказательствами, у судебной коллегии оснований не имеется.
Положенные в основу приговора материалы ОРМ, процессуальные документы об их проведении, соответствуют требованиям УПК РФ. Сведения, содержащиеся в документах, составленных по их результатам, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом, и приобщены к делу с соблюдением предписанной законом процедуры.
Оперативно-розыскные мероприятия, в том числе "Наблюдение", осуществлены в отношении осужденного в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при наличии к тому оснований, предусмотренных ст. 7 указанного закона. Как следует из представленных материалов, действия оперативных сотрудников были направлены на проверку сообщенных сведений о незаконном сбыте наркотических средств, выявление всех причастных к этому лиц, пресечение и раскрытие преступления. При этом судом не установлено фактов применения противоправных действий, направленных на склонение осужденного к сбыту наркотических средств. Таким образом, вышеприведенные доказательства в своей совокупности указывают на то, что умысел на сбыт наркотического средства сформировался у Лазовского Е.А. независимо от действий сотрудников полиции. Каких-либо оснований полагать недобросовестное фиксирование результатов наблюдения при проведении оперативных мероприятий, при даче показаний оперативными сотрудниками в судебном заседании, преследовании ими личной заинтересованности, у суда не имелось.
Показания осужденного Лазовского Е.А, данные им, как в ходе предварительного расследования, так и в судебном заседании, также были оценены судом в совокупности с другими доказательствами по делу.
Таким образом, все доказательства были исследованы судом в соответствии с требованиями ст. 240 УПК РФ, проверены исходя из положений ст. 87 УПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу, нашли свое полное подтверждение и были оценены с учетом правил, предусмотренных ст. 88 УПК РФ с точки зрения их достаточности, полноты, допустимости и относимости. При этом суд в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 307 УПК РФ суд привел мотивы, по которым принял в качестве допустимых и достоверных одни доказательства и отверг другие.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, которые повлияли на правильность установления судом фактических обстоятельств содеянного осужденным, из представленных материалов не установлено.
Квалификация действий Лазовского Е.А. по ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, как покушение, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на совершение незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ, совершенные с использованием информационно - телекоммуникационной сети Интернет, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам является правильной и соответствует фактическим обстоятельствам по делу и положениям уголовного закона.
Доводы осужденного о неверной квалификации его действий по признаку совершения им преступления в составе группы лиц по предварительному сговору являлись предметом тщательной проверки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отвергнуты с приведением в судебных решениях мотивов, которые судебная коллегия находит правильными и аргументированными, соответствующими материалам дела. Оснований для иной квалификации действий осужденного не имеется.
Уголовное дело рассмотрено судом с соблюдением всех принципов судопроизводства, в том числе, состязательности и равноправия сторон, права на защиту, презумпции невиновности, при этом сторонам были предоставлены равные условия для реализации процессуальных прав. В судебном заседании исследованы все существенные для исхода дела доказательства, представленные сторонами, все заявленные сторонами ходатайства разрешены судом в установленном законом порядке с надлежащим обоснованием принятых решений.
Существенных нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, которые бы повлияли на исход дела, судебными инстанциями не допущено.
Вопреки доводам жалобы наказание Лазовскому Е.А. назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60, УК РФ, с учетом целей наказания, предусмотренных ст. 43 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного, а также с учетом влияния назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, всех имеющихся смягчающих наказание обстоятельств.
Отягчающих наказание обстоятельств в действиях Лазовского Е.А. судом обоснованно не установлено.
Должным образом судом была изучена личность осужденного, что нашло свое отражение в приговоре.
При этом судебными инстанциями в соответствии со ст. 61 УК РФ учтены все имеющиеся по делу смягчающие наказание обстоятельства, в том числе и сведения о "данные изъяты" Лазовского Е.А, а также: полное признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствованию раскрытию и расследованию преступления, наличие "данные изъяты" ребенка, отсутствие судимостей, положительные характеристики и наличие иждивенцев, нуждающихся в помощи и заботе.
Таким образом, при назначении наказания осужденному суд учел все значимые обстоятельства, влияющие на вид и размер назначенного наказания.
Оснований для применения ч. 6 ст. 15 УК РФ, ст. ст. 64, 73 УК РФ судебными инстанциями не установлено, и суд кассационной инстанции их также не находит, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, а также других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, не имеется.
Формального подхода к оценке обстоятельств, влияющих на размер наказания, судом не допущено. Мотивы решения всех вопросов, касающихся назначения конкретного вида и размера наказания, в том числе назначения осужденному наказания с учетом ч. 1 ст. 62, ч. 3 ст. 66 УК РФ в приговоре приведены в соответствии с требованиями уголовного закона, и оснований не согласиться с ними не имеется.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, назначенное Лазовскому Е.А. наказание в виде лишения свободы соответствует характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и данным о личности виновного, а также отвечает целям и задачам уголовного наказания, требованиям закона об индивидуализации ответственности, в связи с чем, оснований считать его чрезмерно суровым не имеется.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке судебная коллегия по уголовным делам Красноярского краевого суда в соответствии с требованиями главы 45.1 УПК РФ проверила законность, обоснованность и справедливость приговора по доводам апелляционных жалоб осужденного и его защитника, которые аналогичны доводам настоящей кассационной жалобы, обоснованно признав их неубедительными. Апелляционное определение соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ и содержит мотивированные выводы, оснований для несогласия с которыми не имеется.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы Лазовского Е.А. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14- 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденного ЛАЗОВСКОГО ЕМЕЛЬЯНА АЛЕКСАНДРОВИЧА, поданную на приговор Кировского районного суда г. Красноярска от 16 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 21 ноября 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Пластинина
Судьи Е.В. Старчикова
Е.В. Волкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.