Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шураковской Анны Михайловны, поданную 23 июня 2020 г, на решение Нукутского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 мая 2020 г, по административному делу N 2а-246/2019 по административному исковому заявлению Шураковской Анны Михайловны к администрации муниципального образования "Новонукутское" о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Новонукутское" по непринятию муниципальной целевой жилищной программы, возложении обязанности принять целевую программу и включить ее в списки в целевую программу.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения Шураковской А.М, представителя Шураковской А.М. - Хилтунова М.Г, представителя администрации муниципального образования "Новонукутское" Алексеевой Р.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шураковская А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
признать незаконным, нарушающим нормы международного права, а также конституционные, жилищные права, бездействие администрации муниципального образования "Новонукутское" по непринятию муниципальной целевой жилищной программы для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г.
обязать муниципальное образование "Новонукутское" принять целевую программу "Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, тем самым обеспечить доступ инвалидов к государственным программам жилья со стороны Российской Федерации, в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов;
обязать муниципальное образование "Новонукутское" включить ее в списки в целевую программу "Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" в течений 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, тем самым обеспечить ей доступ к государственным программам жилья, как инвалида, со стороны Российской Федерации, в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов.
В обоснование требований указала, что является инвалидом "данные изъяты", "данные изъяты", с 20 июля 2017 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
На территории муниципального образования "Новонукутское" с 1 января 2005 г. не велось и не поощрялось строительство жилых помещений в целях предоставления по договору социального найма, не создавались условия для осуществления гражданами конституционного права на жилье.
С момента ратификации Конвенции о правах инвалидов Федеральным законом N 46-ФЗ от 3 мая 2012 г. и по настоящее время в муниципальном образовании "Новонукутское" не приняты законодательные акты, касающиеся выполнения требований Конвенции о правах инвалидов по обеспечению доступа инвалидам к государственным программам жилья.
Считает незаконным бездействие администрации муниципального образования "Новонукутское" по непринятию муниципальной целевой жилищной программы для обеспечения жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г.
Бездействием администрации нарушаются права Шураковской А.М, поскольку она в своей собственности жилой площади не имеет, проживает в доме с печным отоплением, где отсутствует канализация, горячая и холодная вода, собственником данного жилого помещения не является.
Решением Нукутского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 мая 2020 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Шураковская А.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. Полагает, что судами не дана надлежащая правовая оценка ее доводам, изложенным в административном исковом заявлении и в апелляционной жалобе.
По ходатайству Шураковской А.М. судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции проведено с использованием систем видеоконференц-связи Нукутского районного суда Иркутской области.
В судебном заседании Шураковская А.М. и ее представитель Хилтунов М.Г. кассационную жалобу поддержали.
Представитель администрации муниципального образования "Новонукутское" Алексеева Р.Г. против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Шураковская A.M. на основании постановления Главы администрации МО "Новонукутское" от 20 июля 2017 г. признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании пункта 1 статьи 51, части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, включена в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под номером N, категория инвалид "данные изъяты" ("данные изъяты").
Решением Нукутского районного суда Иркутской области от 21 июня 2019 г. в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке Шураковской A.M. отказано.
До настоящего времени жилое помещение Шураковской A.M. по договору социального найма не предоставлено, свободного жилищного фонда на территории Новонукутского муниципального образования не имеется.
Администрация МО "Новонукутское" в период 2018-2019 г.г. обращалась к Министерству финансов Иркутской области с ходатайством о выделении финансирования из областного бюджета на приобретение (строительство) жилья для инвалидов.
Согласно ответам министра финансов Иркутской области от 10 октября 2018 г. и 14 августа 2019 г. оказание финансовой помощи местным бюджетам в целях обеспечения жилыми помещениями муниципального жилищного фонда инвалидов, признанных нуждающимися в жилых помещениях, из областного бюджета не планируется.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец, обжалуя бездействие административного ответчика, обращается в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц - инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 г, однако таких полномочий законом ей не предоставлено. Кроме того, исходя из принципа разделения властей, суд не вправе обязать органы местного самоуправления осуществить нормативно-правовое регулирование.
Судебная коллегия апелляционной инстанции с выводом суда о том, что Шураковская А.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не согласилась, поскольку требования Шуроковской А.М. направлены на защиту, в том числе ее жилищных прав. При этом Судебная коллегия полагала верным вывод о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления осуществить нормативно-правовое регулирование, указав, что понуждение административного ответчика к совершению действий в виде принятия определенной программы является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 декабря 2009 г. N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (статьи 135, 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, то есть Конституцией Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации в соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующая вопросы муниципальных программ, находится в главе и разделе Бюджетного кодекса Российской Федерации, посвященных составлению проектов бюджетов, что относится к исключительной прерогативе местных администраций муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
При этом муниципальные образования самостоятельно определяют перечни реализуемых программ, порядок принятия решений о разработке муниципальных программ. Порядок их формирования и реализации устанавливается правовым актом местной администрации муниципального образования.
Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования (п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Муниципальные программы могут охватывать все сферы деятельности администрации муниципального образования по реализации как вопросов местного значения, так и переданных с регионального уровня государственных полномочий. Муниципальные программы включают мероприятия и расходы, необходимые для осуществления полномочий в определенной сфере.
При этом законодательством на органы местного самоуправления не возложена обязанность формировать расходы на обеспечение полномочий по предоставлению жилых помещений инвалидам программным способом. При отсутствии соответствующей обязанности бездействие администрации муниципального образования "Новонукутское" по непринятию муниципальной целевой жилищной программы не может быть признано незаконным.
Возложение на административного ответчика обязанности принять соответствующую муниципальную программу будет являться нарушением компетенции органа местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неправильном толковании положений законодательства, в связи с чем не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Шураковской А.М. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нукутского районного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 20 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых в кассационный суд общей юрисдикции судебных актов в законную силу, в порядке, предусмотренном статьей 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 сентября 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.