Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В.
судей Зиновьевой К.В, Пушкаревой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Кызылским районным судом Республики Тыва, кассационную жалобу Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 10 сентября 2020 года по административному делу N 2а-775/2020 по административному исковому заявлению Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России к Территориальной избирательной комиссии Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Кызылского кожууна Республики Тыва от 21 августа 2020 года N 27/101-4 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Хурала представителей муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна 5-го созыва, выдвинутых Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" и возложении обязанности рассмотреть вопрос о регистрации 6 кандидатов для выдвижения на выборах Хурала представителей муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна 5-го созыва по одномандатным избирательным округам.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителей Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России Маады А.Н. и Яндай-оол Т.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, а также пояснения представителя Территориальной избирательной комиссии Кызылского кожууна Республики Тыва Монгуш А.А и представителя Избирательной комиссии Республики Тыва Шулуу Д.Г, возражавших по существу жоводов кассационной жалобы, заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Тывинское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России обратилось в суд с иском к Территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Кызылского кожууна Республики Тыва о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Кызылского кожууна Республики Тыва от 21 августа 2020 года N 27/101-4 "Об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Хурала представителей муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна 5-го созыва, выдвинутых Тывинским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России" (далее - ТРО ПП ЛДПР) и возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации 6 кандидатов ТРО ПП ЛДПР для выдвижения на выборах Хурала представителей муниципального образования пгт.
Каа-Хем Кызылского кожууна 5-го созыва по одномандатным избирательным округам: округ N2 ФИО17, округ N3 ФИО18, округ N4 ФИО19, округ N8 ФИО20, округ N10 ФИО21, округ N11 ФИО22, мотивируя тем, что положенная в обоснование оспариваемого отказа норма - подпункт "з" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (превышение более чем на 50% числа выбывших кандидатов из заверенного списка кандидатов) устанавливает основания для отказа в регистрации списков кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу (пропорциональная либо смешанная избирательная система), в то время как в рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 1.1. статьи 35 названного Федерального закона и пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Тыва от 22 августа 2011 года N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Регистрация кандидатов по одномандатным округам списком ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена. При мажоритарной системе решение о регистрации принимается в отношении каждого кандидата окружной избирательной комиссией, либо комиссией, на которую возложены ее полномочия. Считает также ошибочными приведенные в обоснование оспариваемого отказа доводы о том, что документы не были сданы в срок, так как процедура сдачи документов административным истцом уже началась в установленные сроки, что подтверждается решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 10 августа 2020 года по аналогичному делу по заверению списков кандидатов ТРО ПП ЛДПР.
Несостоятельны, по мнению истца, и доводы, изложенные в оспариваемом решении, о том, что кандидаты обязаны до предоставления документов для регистрации создавать собственные избирательные фонды, так как ни кандидатам, ни административному истцу разрешения об открытии специальных избирательных счетов не выдавались.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 1 сентября 2020 года иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 17 сентября 2020 года, административным истцом ставится вопрос об отмене апелляционного определения со ссылкой на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта. По доводам, положенным в обоснование административного иска, истец настаивает, что решение об отказе в регистрации кандидатов принято ТИК Кызылского кожууна Республики Тыва с нарушением пункта 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2020 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку, по мнению истца, при мажоритарной избирательной системе решение о регистрации принимается в отношении каждого кандидата окружной избирательной комиссией, либо комиссией, на которую возложены ее полномочия. Также настаивает на ошибочности доводов административного ответчика, положенных в основу обжалуемого решения, о том, что документы не были сданы в срок и на ошибочности доводов о необходимости представления финансового отчета кандидатов.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 10 июля 2020 года опубликовано решение ТИК Кызылского кожууна о назначении выборов депутатов Хурала представителей муниципального образования пгг. Каа-Хем Кызылского кожууна 5 созыва.
Решением ТИК Кызылского кожууна от 14 августа 2020 года N 24/91-4 заверен список 15 кандидатов в депутаты, выдвинутых ТРО ПП ЛДПР по одномандатным избирательным округам.
20 августа 2020 года ТИК Кызылского кожууна принято решение N 26/99-4 об исключении из вышеуказанного списка выдвинутых ТРО ПП ЛДПР кандидатов ФИО23 по Пограничному одномандатному избирательному округу N 6 и ФИО24. по Горному одномандатному избирательному округу N 14 на основании их личных заявлений.
Кроме того, 21 августа 2020 года ТИК Кызылского кожууна на основании подпункта "б" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и части 7 статьи 26 Закона Республики Тыва N 781 ВХ-1 "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва" (далее - Закон РТ N 781 ВХ-1) принято решение N 27/100-4 об исключении из вышеуказанного заверенного списка 7 кандидатов: ФИО30 по Пригородному одномандатному избирательному округу N 1, ФИО31. по Бауманскому одномандатному избирательному округу N 5, ФИО25 по Комаровскому одномандатному избирательному округу N 7, ФИО26 по Добровольческому одномандатному избирательному округу N 9, ФИО27 по Мелиораторскому одномандатному избирательному округу N 12, ФИО28 по Усть-Элегестинскому одномандатному избирательному округу N 15, ФИО29 по Целинному одномандатному избирательному округу N 13.
Данные решения от 20 августа 2020 года N 26/99-4 и от 21 августа 2020 года N 27/100-4 не оспорены.
21 августа 2020 года ТИК Кызылского кожууна на основании подпункта "з" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта "и" части 6 статьи 26 Закона РТ N 781 ВХ-1 принято решение N 27/101-4 об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Хурала представителей муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна 5 созыва, выдвинутых ТРО ПП ЛДПР, в связи с тем, что превышено число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ оснований для такого исключения, более чем на 50 % от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов.
Также в решении указано, что в установленный Законом РТ N 781 ВХ-1 срок (не позднее 20 дней со дня опубликования решения о назначении выборов (10 июля 2020 года), т.е. до 29 июля 2020 года) кандидатами, уполномоченным представителем избирательного объединения в ТИК Кызылского кожууна не представлены документы установленной формы об изменениях в сведениях о кандидате, списке кандидатов, ранее представленных, а также первый финансовый отчет кандидатов.
Разрешая по существу заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом N 67-ФЗ и Законом РТ N 781 ВХ-1 не предусмотрена регистрация списка кандидатов, выдвинутых политическими партиями при проведении выборов депутатов в органы местного самоуправления по одномандатным избирательным округам, а также что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона РТ N 781 ВХ-1 при мажоритарной системе решение о регистрации принимается в отношении каждого кандидата окружной избирательной комиссией, либо комиссией, на которую возложены ее полномочия, в связи с чем пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения ТИК Кызылского кожууна Республики Тыва от 21 августа 2020 года N 27/101-4.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал, что в пункте 3 статьи 5 Закона РТ N 781 ВХ-1, которым руководствовался суд первой инстанции при разрешении спора, не содержится положения о том, что при мажоритарной системе решение о регистрации принимается в отношении каждого кандидата. С учетом вышеизложенного апелляционный суд пришел к выводу о том, что при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным избирательным округам (мажоритарная избирательная система) регистрация списка кандидатов и отказ в регистрации списка кандидатов Федеральным законом N 67-ФЗ и Законом РТ N 781 ВХ-1 предусмотрены.
Установив, что число кандидатов (9 человек), исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ оснований для такого исключения, превышено более чем на 50 % от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов (15 человек), суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что административный ответчик правомерно отказал в регистрации списка кандидатов, выдвинутых ТРО ПП ЛДПР.
Кроме того, апелляционным судом принято во внимание, что в установленный Законом РТ N 781 ВХ-1 срок кандидатами, уполномоченным представителем избирательного объединения в ТИК Кызылского кожууна не представлены документы установленной формы об изменениях в сведениях о кандидате, списке кандидатов, ранее представленных, а также первый финансовый отчет кандидатов, что в силу подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ также является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции исходя из следующего.
На основании статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанный список, заверенный либо зарегистрированный организующей выборы избирательной комиссией.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящей) Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в Законе РТ N 781 ВХ-1.
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 6 статьи 26 Закона РТ N 781 ВХ-1 предусмотрены основания отказа в регистрации списка кандидатов.
В частности, такими основаниями являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и подпункт "а" пункта 6 статьи 26 Закона РТ N 781 ВХ-1); превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 настоящей статьи оснований для такого исключения, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти и более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (подпункт "з" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и подпункт "и" пункта 6 статьи 26 Закона РТ N 781 ВХ-1).
При этом, вопреки утверждению административного истца, ни Федеральный закон N 67-ФЗ, ни Закон РТ N 781 ВХ-1 в указанной части не содержат каких-либо исключений в случае применения на основании пункта 3 статьи 5 Закона РТ N 781 ВХ-1 при проведении выборов депутатов представительных органов численностью менее 20 депутатов мажоритарной избирательной системы, в соответствии с которой депутаты избираются по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
Приведенный в кассационной жалобе довод об обратном основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что административный ответчик правомерно отказал в регистрации списка кандидатов, выдвинутых ТРО ПП ЛДПР, установив, что число кандидатов (9 человек), исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных пунктом 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ оснований для такого исключения, превышено более чем на 50 % от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов (15 человек), что подтверждено материалами дела и доводами кассационной жалобы не опровергается.
Также апелляционным судом верно указано, что согласно пункту 9 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов должен составлять при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
Пунктом 1 статьи 24 Закона РТ N 781 ВХ-1 предусмотрено, что для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляют в муниципальную (территориальную) комиссию избирательные документы в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов, не позднее 18 часов последнего дня.
Поскольку решение о назначении выборов депутатов Хурала представителей муниципального образования пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна 5 созыва было опубликовано 10 июля 2020 года, в данном случае вышеуказанный срок истекал 29 июля 2020 года в 18 ч.
Вместе с тем, как указано в оспоренном решении административного ответчика и документально не опровергнуто истцом, в срок до 18 ч. 29 июля 2020 года в отношении всех кандидатов не были представлены необходимые для регистрации документы установленной формы, а именно: информация об изменениях в сведениях о кандидате, списке кандидатов, ранее представленных, а также первые финансовые отчеты кандидатов, предусмотренные подпунктами 3. 4 пункта 1 статьи 24 Закона РТ N 781 ВХ-1.
Доводы административного истца о том, что срок представления документов соблюден, так как процедура подачи документов начата своевременно, являлись предметом изучения апелляционного суда, получили надлежащую правовую оценку, отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения. Оснований для иной оценки выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Оценивая приведенный в обоснование кассационной жалобы довод административного истца о том, что в силу пункта 4 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды, в связи с чем непредставление первого финансового отчета кандидатов не может служить основанием для отказа в регистрации, кассационный суд отмечает, что в силу статьи 38 Закона РТ N 781 ВХ-1 в этом случае кандидат уведомляет муниципальную (территориальную) комиссию об указанных обстоятельствах.
Кроме того, как указано в оспариваемом решении, в установленный срок кандидатами, уполномоченным представителем избирательного объединения в ТИК Кызылского кожууна в установленный срок не представлены документы установленной формы об изменениях в сведениях о кандидате, списке кандидатов, ранее представленных, что не опровергается административным истцом.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают несогласие истца с выводами апелляционного суда, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, применены судом правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 10 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тывинского регионального отделения политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.