Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Зиновьевой К.В, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, поданную через суд первой инстанции 13 марта 2020 года, на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 октября 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 декабря 2019 года
по административному делу N 2а-3978/2019 по административному исковому заявлению ТСЖ "Академия" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения Осипенко С.М, Сотникова Ю.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
ТСЖ "Академия" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ "Академия" обратилось в управление Росимущества по Новосибирской области с заявлением, в порядке статьи 11.10 ЗК РФ, об утверждении схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес". Данные действия административного истца, в силу положений части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", являлись для административного ответчика основанием для осуществления действий по формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации указанного многоквартирного дома, и постановке его на учет. В утверждении схемы было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент повторно представил информацию о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, также административным ответчиком не были предприняты меры по формированию и поставке на кадастровый учёт, земельного участка под многоквартирным жилым домом, ввиду пересечения границ испрашиваемого земельного участка объекта недвижимости - сооружения.
Истец полагает, что административным ответчиком допущено бездействие, нарушающее права и интересы собственников помещений многоквартирного дома, в получении бесплатно в долевую собственность общего имущества многоквартирного дома - земельного участка.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 декабря 2019 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. Указывает, что суды пришли к неверным выводам о допущенном территориальным управлением бездействии по непринятию соответствующих мер, в то время как данные меры не подлежали принятию на момент вынесения обжалуемого решения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что расположенный по адресу: "адрес" земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, находится в собственности Российской Федерации, его правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования является ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта".
По указанному адресу также расположен многоквартирный жилой дом, введенный в эксплуатацию на основании разрешения, выданного ФГБОУ ВО "Сибирский государственный университет водного транспорта", управление которым осуществляет ТСЖ "Академия".
ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ "Академия" обратилось в Управление Росимущества по Новосибирской области с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с целью формирования земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, с предоставлением обоснования испрашиваемой площади участка "данные изъяты" кв.м.
Ответами Управления Росимущества по Новосибирский области от ДД.ММ.ГГГГ товариществу отказано в согласовании представленной схемы по причинам того, что она подготовлена без учета требования Приказа Минэкономразвития от 27 ноября 2014 года N 762, целесообразности получения позиции ФГБОУ ВО "СГУВТ" по данному вопросу, а также в связи с пересечением границы образуемого земельного участка объекта недвижимости - сооружения.
Разрешая административные исковые требования и признавая незаконным оспариваемое бездействие, с возложением обязанности по принятию мер по формированию и постановке на кадастровый учёт земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, суд первой инстанции указал, что несвоевременное принятие указанных выше мер со стороны административного ответчика свидетельствует о нарушении прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по "адрес".
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что исполнение обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом не может быть поставлена в зависимость от наличия утверждённого проекта межевания территории.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, административный ответчик указывает на невозможность формирования земельного участка при отсутствии утверждённого проекта межевания территории, данный довод приводился также в судах первой и апелляционной инстанций.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок, в границах которого надлежит сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, находится в собственности Российской Федерации и предоставлен Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Сибирский государственный университет водного транспорта" на праве постоянного (бессрочного) пользования с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ последнему было дано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, который был поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ, введён в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утверждённым Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 63 от 05.03.2009 года Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Также в круг полномочий входит принятие решений в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров (пункт 4.1.15).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учёта земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключённого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.
Неоднократные обращения в Управление с целью утверждения схемы расположения земельного участка, являлись основанием для начала процедуры по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, в соответствии с земельным и градостроительным законодательством, несогласие с представленными схемами расположения земельного участка, не могло служить препятствием для реализации права собственников помещений на земельный участок под многоквартирным жилым домом. При этом отсутствие проекта межевания территории относительно обстоятельств настоящего дела не указывает на необходимость выполнения указанной выше обязанности иным лицом.
Изложенное свидетельствует о допущенном незаконном бездействии административного ответчика по формировании земельного участка под многоквартирным домом.
Судебная коллегия считает, что выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При разрешении спора судами правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 2 октября 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 октября 2020 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.