Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.
судей Раужина Е.Н, Прудентовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-17/2020; N 22RS0012-01-2019-000902-38 по иску Ушанева Даниила Анатольевича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области о назначении социального обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, по кассационной жалобе Ушанева Даниила Анатольевича на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 31 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 мая 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Ушанев Даниил Анатольевич (далее - Ушанев Д.А, истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области (далее - ФСИН России по Ростовской области, ответчик) о назначении пенсии за выслугу лет.
Ушанев Д.А. просил обязать УФСИН России по Ростовской области назначить ему пенсию с учетом имеющейся выслуги продолжительностью 20 лет и зачесть в стаж период обучения в Славгородском педагогическом колледже, период срочной военной службы по призыву, период службы в органах внутренних дел, период службы в Федеральной таможенной службе, период службы в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации.
Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 31 января 2020 г. в иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 мая 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ушанев Д.А. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, не сообщившие о возражениях о рассмотрении дела в их отсутствие.
Участник процесса считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в том случае, когда повестка направлена по месту нахождения стороны или указанному ею адресу, и у суда имеется доказательство, подтверждающее получение отправленного уведомления адресатом, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений ФСИН России по Ростовской области, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что что Ушанев Д.А. проходил службу в УФСИН России по Ростовской области с 13 июля 2007 г. по 8 сентября 2009 г.
7 сентября 2009 г. приказом N по личному составу он был уволен из УФСИН России по пункту "в" статьи 58 (собственное желание) Положения о службе в органах внутренних дел с выслугой лет - 13 лет 05 месяцев 21 день в льготном исчислении.
В период с 11 октября 2001 г. по 14 февраля 2006 г. Ушанев Д.А. проходил службу в Алтайской таможне, откуда был уволен по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом.
Период прохождения им службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии в уголовно-исполнительной системе включен не был.
Из справки краевого государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Славгородский педагогический колледж" следует, что Ушанев Д.А. поступил в данное учебное заведение 1 сентября 1988 г, откуда был отчислен 14 ноября 1989 г. в связи с призывом в армию. Далее Ушанев Д.А. был восстановлен после службы в армии с 1 сентября 1992 г. и был вновь отчислен с 1 октября 1992 г. по причине выполнения учебного плана в 1989 году. С 25 января 1993 г. Ушанев Д.А. восстановлен в числе студентов 3 курса и 29 июня 1993 г. закончил учебное заведение (л.д. 106).
Трудовая книжка истца свидетельствует, что в период обучения Ушанев Д.А. работал учителем физвоспитания в средней школе 17 с 21 сентября 1992 г. по 19 марта 1993 г. (л.д. 69).
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части прохождения службы в таможенных органах России, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 4, 8, 22, подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 1, пунктом "а" статьи 5, статьей 7, пунктом "а" статьи 13, статьей 18, пунктом 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплате пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", определяющим перечень видов службы, подлежащих зачету в выслугу лет для назначения пенсии в системе исполнения наказаний, исходил из того, что включение спорного периода с 11 октября 2001 г. по 14 февраля 2006 г. прохождения службы в таможенных органах России, в выслугу лет для назначения пенсии в системе исполнения наказаний действующим законодательством не предусмотрено.
Суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктом 1(1) Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных со службы с 1 января 2012 г. Суд указал, что истец уволен в 2009 г. из органов ФСИН, в связи с чем зачет периода прохождения им службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии не предусмотрен действующим законодательством.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части обучения в колледже, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплате пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", исходил из того, что зачет периода обучения в учебных заведениях при имевшем место трудовом стаже в этот период не предусмотрен специальным пенсионным законодательством.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части службы в армии, МВД, ФСИН, суд первой инстанции исходил из того, что указанный стаж включен в выслугу лет, права истца не нарушены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, сослался также на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-737 и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2011 г. N 1447-О-О, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 1142-О.
Оставляя решение суда первой инстанции об отказе в иске о включении в выслугу лет периода обучения Ушанева Д.А. в Славгородском педагогическом колледже без изменения, суд апелляционной инстанции сослался на статью 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", согласно которой действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, распространяется на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили статьи 4, 8, 22, подпункт 1 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статью 1, пункт "а" статьи 5, статью 7, пункт "а" статьи 13, статью 18, пункт 1 статьи 22 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункты 1, 1(1) постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплате пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", правовые позиции, изложенные в решении Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-737, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2011 г. N 1447-О-О, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 1142-О.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, включение спорного периода с 11 октября 2001 г. по 14 февраля 2006 г. прохождения службы в таможенных органах России в выслугу лет для назначения пенсии в системе исполнения наказаний действующим законодательством не предусмотрено, что зачет периода обучения в учебных заведениях при имевшем место трудовом стаже в этот период также не предусмотрен специальным пенсионным законодательством, что служба в армии, МВД, ФСИН включена в выслугу лет, права истца не нарушены, являются законными и обоснованными.
В соответствии с абзацем 4 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. При этом названным пунктом Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 не предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода службы указанных лиц в таможенных органах.
Пункт 1(1) указанного Постановления, введенный в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 854, предусматривающий зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, распространяется на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных со службы с 1 января 2012 г, к которым истец не относятся.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходящим службу военную службу, не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии указанным лицам периодов прохождения ими службы в таможенных органах до 2012 г, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в зачете Ушаневу ФИО8 спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии, являются правомерными.
В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям".
Вышеназванные нормативные акты определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако указанные нормы не применимы при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.
При этом служба лица, имеющего специальное звание, в таможенных органах, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 распространяется на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных со службы с 1 января 2012 г.
Приведенное толкование правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, согласуется с решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N ГКПИ09-737 и правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2011 г. N 1447-О-О.
Доводы Ушанева Д.А. о включении периода обучения в выслугу лет были предметом оценки суда апелляционной инстанции.
В рамках предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в Постановлении от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (абз. 2 пункт 2). В действующей редакции пункта 2 названного Постановления данное правило распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г. (абз. 4).
В силу прямого указания в Положении, порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе, предполагал включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, поступивших на службу до 1 января 2012 г, периодов их обучения только по очной форме в высших и средних специальных учебных заведениях.
Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 1142-О).
По смыслу закона период обучения мог быть включен в выслугу лет на основании ранее действовавшего законодательства в том случае, если в связи с обучением лицо не осуществляло трудовую деятельность, однако Ушанев Д.А. такие обстоятельства не доказал.
Законодатель, предоставляя возможность зачета периода очного обучения в учебном заведении в выслугу лет, не предполагал осуществление такого зачета частично, отдельными курсами либо семестрами.
Доводы истца о применении пунктов 6 и 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" для включения в выслугу лет для назначения пенсии спорных периодов не являются основаниями для отмены судебных актов. К спорным правоотношениям подлежат применению Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Позиция судов судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные доводы основаны на ином применении истцом положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Славгородского городского суда Алтайского края от 31 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 27 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Е.В. Прудентова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.