Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-294/2020 (УИД: 42RS0033-01-2020-000180-25) по иску Трейеровой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 17 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Трейеровой Ольги Владимировны - Мочалова Владимира Ивановича, действующего по доверенности, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Трейерова Ольга Владимировна (далее - Трейерова О.В, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Трейерова О.В. указала, что 3 декабря 2018 г. обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 6 февраля 2019 г. N Трейеровой О.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
В стаж работы в льготном исчислении пенсионным органом не включен период работы со 2 апреля 1995 г. по 3 декабря 1995 г, с 8 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности акушерки в отделении патологии беременных роддома Городской больницы N 1 Стационарного объединения ГТМО г. Прокопьевска, периоды прохождения курсов повышения квалификации с 5 апреля 1999 г. по 19 мая 1999 г, с 19 апреля 2004 г. по 4 июня 2004 г, с 7 апреля 2008 г. по 23 мая 2008 г, с 11 февраля 2013 г. по 30 марта 2013 г, периоды привлечения к мероприятиям по дезинфекции с 16 апреля 2007 г. по 20 апреля 2007 г, с 3 июля 2007 г. по 6 июля 2007 г, со 2 июля 2008 г. по 25 июля 2008 г, с 14 апреля 2009 г. по 30 апреля 2009 г, с 11 ноября 2009 г. по 20 ноября 2009 г, с 17 июня 2010 г. по 24 июня 2010 г, с 7 апреля 2011 г. по 21 апреля 2011 г, с 16 сентября 2013 г. по 30 сентября 2013 г, с 16 июня 2014 г. по 30 июня 2014 г, с 7 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г, с 21 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г, 7 апреля 2016 г, с 24 апреля 2017 г. по 26 апреля 2017 г.
Трейерова О.В. просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 6 февраля 2019 г. N, обязать УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) включить вышеуказанные периоды в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев, назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) - с 3 декабря 2018 г.
Решением Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 17 марта 2020 г. исковые требования Трейеровой О.В. удовлетворены частично. Решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 6 февраля 2019 г. N признано незаконным. На УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) возложена обязанность включить Трейеровой О.В. в специальный стаж для установления досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 8 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности акушерки в отделении патологии беременных роддома Городской больницы N 1 Стационарного объединения ГТМО г. Прокопьевска, периоды нахождения на курсах усовершенствования (повышения квалификации) с 5 апреля 1999 г. по 19 мая 1999 г, с 19 апреля 2004 г. по 4 июня 2004 г, с 7 апреля 2008 г. по 23 мая 2008 г, с 11 февраля 2013 г. по 30 марта 2013 г, стажировки с 26 октября 2009 г. по 30 октября 2009 г, привлечения к мероприятиям по дезинфекции с 16 апреля 2007 г. по 20 апреля 2007 г, с 3 июля 2007 г. по 6 июля 2007 г, со 2 июля 2008 г. по 25 июля 2008 г, с 14 апреля 2009 г. по 30 апреля 2009 г, с 11 ноября 2009 г. по 20 ноября 2009 г, с 17 июня 2010 г. по 24 июня 2010 г, с 7 апреля 2011 г. по 21 апреля 2011 г, с 16 сентября 2013 г. по 30 сентября 2013 г, с 16 июня 2014 г. по 30 июня 2014 г, с 7 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г, с 21 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г, 7 апреля 2016 г, с 24 апреля 2017 г. по 26 апреля 2017 г. в льготном исчислении, установить Трейеровой О.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 3 декабря 2018 г. В остальной части исковых требований Трейеровой О.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г. решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 17 марта 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 17 марта 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Трейерова О.В, представитель ответчика УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное), представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГАУЗ КО "Прокопьевская городская больница N1", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 3 декабря 2018 г. Трейерова О.В. обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 6 февраля 2019 г. N Трейеровой О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Бесспорный стаж Трейеровой О.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, составляет - 29 лет 27 дней, при требуемом - 30 лет.
При этом пенсионным органом периоды работы Трейеровой О.В. со 2 апреля 1995 г. по 3 декабря 1995 г, с 8 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности акушерки в отделении патологии беременных роддома Городской больницы N 1 Стационарного объединения ГТМО г. Прокопьевска засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в календарном исчислении, по мотиву того, что не имеется оснований для зачета данных периодов работы в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), поскольку Списками структурных подразделений учреждений здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 и Перечнем от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрены конкретные отделения хирургического профиля стационаров: акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности.
Пенсионным органом в специальный стаж Трейеровой О.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, включены в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы Трейеровой О.В. с 1 января 1998 г. по 28 августа 2002 г, с 5 июня 2004 г. по 2 декабря 2018 г.
При этом из указанных периодов исключены периоды прохождения Трейеровой О.В. курсов усовершенствования с сохранением средней заработной платы с 5 апреля 1999 г. по 19 мая 1999 г, с 19 апреля 2004 г. по 4 июня 2004 г, с 7 апреля 2008 г. по 23 мая 2008 г, с 11 февраля 2013 г. по 30 марта 2013 г, стажировки на рабочем месте с 26 октября 2009 г. по 30 октября 2009 г, периоды привлечения Трейеровой О.В. к мероприятиям по дезинфекции с сохранением средней заработной платы с 16 апреля 2007 г. по 20 апреля 2007 г, с 3 июля 2007 г. по 6 июля 2007 г, со 2 июля 2008 г. по 25 июля 2008 г, с 14 апреля 2009 г. по 30 апреля 2009 г, с 11 ноября 2009 г. по 20 ноября 2009 г, с 17 июня 2010 г. по 24 июня 2010 г, с 7 апреля 2011 г. по 21 апреля 2011 г, с 16 сентября 2013 г. по 30 сентября 2013 г, с 16 июня 2014 г. по 30 июня 2014 г, с 7 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г, с 21 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г, 7 апреля 2016 г, с 24 апреля 2017 г. по 26 апреля 2017 г.
Из копии трудовой книжки, приказа от 4 апреля 1995 г. N, справки, выданной 29 ноября 2019 г. ГАУЗ КО "Прокопьевская городская больница N 1" N следует, что Трейерова О.В. 11 января 1995 г. принята в роддом на должность санитарки в стационарное объединение ГТМО г. Прокопьевска, 2 апреля 1995 г. переведена на должность акушерки в отделение патологии беременных роддома, 1 января 2007 г. переведена на должность акушерки в акушерское физиологическое отделение, 1 декабря 2009 г. переведена на должность акушерки в обсервационное отделение, 1 октября 2014 г. переведена на должность акушерки в акушерское физиологическое отделение, работает по настоящее время.
Как следует из приказов, свидетельств, сертификатов и удостоверений в периоды с 5 апреля 1999 г. по 19 мая 1999 г, с 19 апреля 2004 г. по 4 июня 2004 г, с 7 апреля 2008 г. по 23 мая 2008 г, с 11 февраля 2013 г. по 30 марта 2013 г. Трейерова О.В. находилась на курсах усовершенствования (повышения квалификации). При этом из справки, выданной 29 ноября 2019 г. ГАУЗ КО "Прокопьевская городская больница N 1" N следует, что в периоды нахождения на курсах усовершенствования за Трейеровой О.В. сохранялась средняя заработная плата, а с 26 октября 2009 г. по 30 октября 2009 г. Трейерова О.В. стажировалась на рабочем месте.
Также согласно справке, выданной 29 ноября 2019 г. ГАУЗ КО "Прокопьевская городская больница N 1" N в связи с закрытием роддома на плановую дезинфекцию Трейерова О.В. в периоды с 16 апреля 2007 г. по 20 апреля 2007 г, с 3 июля 2007 г. по 6 июля 2007 г, со 2 июля 2008 г. по 25 июля 2008 г, с 14 апреля 2009 г. по 30 апреля 2009 г, с 11 ноября 2009 г. по 20 ноября 2009 г, с 17 июня 2010 г. по 24 июня 2010 г, с 7 апреля 2011 г. по 21 апреля 2011 г, с 16 сентября 2013 г. по 30 сентября 2013 г, с 16 июня 2014 г. по 30 июня 2014 г, с 7 апреля 2015 г. по 12 апреля 2015 г, с 21 апреля 2015 г. по 28 апреля 2015 г, 7 апреля 2016 г, с 24 апреля 2017 г. по 26 апреля 2017 г. привлекалась к мероприятиям по дезинфекции и за ней в указанные периоды сохранялась среднемесячная заработная плата.
Согласно справке, выданной 28 февраля 2020 г. ГАУЗ КО "Прокопьевская городская больница N 1" N Трейерова О.В. со 2 апреля 1995 г. по настоящее время работала полный рабочий день на полную ставку. В условиях неполной рабочей недели не работала, к другим работам не привлекалась, за исключением периодов по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком до 1, 5 лет.
Приказом от 30 декабря 1997 г. N по стационарному объединению ГТМО г. Прокопьевска "О выделении структурных подразделений родильного дома" в составе родильного дома выделены структурные подразделения: акушерское (физиологическое), акушерское (обсервационное), акушерское (патологии беременных), детское отделение.
Согласно Положению "Об отделении патологии беременности (акушерском отделении патологии беременности)" ГБУЗ КО "Прокопьевская Городская больница N 1" в отделении оказывается круглосуточная специализированная акушерская помощь беременным г. Прокопьевска, Прокопьевского района (п. 1.3). Одной из основных задач отделения (раздел 3) является родоразрешение беременных, в том числе хирургическим методом (кесарево сечение).
Из характеристики рабочего места акушерки отделения патологии беременности (акушерского отделения патологии беременности) ГБУЗ КО "Прокопьевская Городская больница N 1" следует, что Трейерова О.В, работает в роддоме в структурном подразделении - акушерское отделение патологии беременности, оказывает доврачебную медицинскую помощь беременным женщинам (родильницам, роженицам), ассистирует при проведении лечебных мероприятий и оперативных манипуляций при родоразрешение путем кесарева сечения.
Таким образом, из Положения "Об отделении патологии беременности (акушерском отделении патологии беременности)" ГБУЗ КО "Прокопьевская Городская больница N 1" и характеристики рабочего места акушерки отделения патологии беременности (акушерского отделения патологии беременности) ГБУЗ КО "Прокопьевская Городская больница N 1" следует, что наименование отделения "патологии беременности" приравнивается к наименованию отделения "акушерское патологии беременности".
Разрешая исковые требования Трейеровой О.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости спорных периодов прохождения курсов усовершенствования (повышения квалификации), стажировки, периодов привлечения Трейеровой О.В. к мероприятиям по дезинфекции, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные периоды подлежат включению в специальный стаж на равных условиях с периодами осуществления лечебной деятельности, поскольку в эти периоды за Трейеровой О.В. сохранялись место работы и заработная плата, с которой производились соответствующие страховые отчисления, мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима входят в должностные обязанности акушерки и является обязательными для проведения.
Принимая во внимание, что с учетом включения периодов прохождения курсов усовершенствования (повышения квалификации), стажировки, периодов привлечения Трейеровой О.В. к мероприятиям по дезинфекции в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости непрерывный специальный стаж Трейеровой О.В. с 5 июня 2004 г. по 2 декабря 2018 г. составит 14 лет 5 месяцев 28 дней, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев специальный стаж Трейеровой О.В. с 5 июня 2004 г. по 2 декабря 2018 г. составит 21 год 5 месяцев 28 дней.
Удовлетворяя исковые требования Трейеровой О.В. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 8 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности акушерки в отделении патологии беременных роддома Городской больницы N 1 Стационарного объединения ГТМО г. Прокопьевска в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие исключительной тождественности в наименовании отделения хирургического профиля не может являться основанием для отказа во включении указанного спорного периода в специальный стаж.
Принимая во внимание, что с учетом включения периода работы с 8 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. в должности акушерки в отделении патологии беременных роддома Городской больницы N 1 Стационарного объединения ГТМО г. Прокопьевска, а также периода нахождения на курсах усовершенствования (повышения квалификации) с 5 апреля 1999 г. по 19 мая 1999 г. непрерывный специальный стаж Трейеровой О.В. с 8 марта 1997 г. по 28 августа 2002 г. составит 5 лет 5 месяцев 21 день, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что специальный стаж Трейеровой О.В. за полных 5 лет в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев и с учетом оставшейся части стажа в календарном исчислении составит 7 лет 11 месяцев 21 день.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы со 2 апреля 1995 г. по 3 декабря 1995 г. в должности акушерки в отделении патологии беременных роддома Городской больницы N 1 Стационарного объединения ГТМО г. Прокопьевска в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев суд первой инстанции исходил из того, что Трейеровой О.В. не выработан полный год. Указанный период пенсионным органом зачтен в специальный стаж истца в календарном исчислении. Решение суда в данной части сторонами не обжалуется.
Установив, что на дату обращения в пенсионный орган (3 декабря 2018 г.) специальный стаж Трейеровой О.В. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с учетом спорных периодов включенных судом в льготном исчислении и зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке, составил 30 лет 1 месяц 21 день, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 6 февраля 2019 г. N об отказе в установлении Трейеровой О.В. досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" является незаконным, в связи с чем, возложил на пенсионный орган обязанность назначить Трейеровой О.В. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ней - с 3 декабря 2018 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.
Пунктом 20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе: список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 464).
Согласно п. 1 Списка от 6 сентября 1991 г. N 464 право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Абзацем 3 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" установлено, что исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров производится как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определенной должности и работа в определенном подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1983 г. N 1495 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь родильных домов, акушерских отделений (палат), отделений (палат) для новорожденных и женских консультаций" (действовавшим до 27 декабря 2011 г.), в структуре родильных домов предусматривались отделения - родовое, патологии беременности, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное.
В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 ноября 1997 г. N 2510/8568-97-32 "О льготном исчислении выслуги лет медицинским работникам акушерских стационаров" разъяснено, что структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля. При этом обращено внимание на то, что в некоторых больничных учреждениях сложилась ошибочная практика акушерские отделения именовать родильными и рекомендовано привести наименований структурных подразделений и записей в трудовых книжках медицинских работников этих учреждений в соответствие с нормативными актами и действующим законодательством
Руководствуясь приведенными положениями, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что период работы Трейеровой О.В. с 8 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в указанный период Трейерова О.В. работала в должности и в структурном подразделении учреждения здравоохранения, работа в котором засчитывается в стаж работы в льготном исчислении. Поскольку период работы Трейеровой О.В. с 8 марта 1997 г. по 31 декабря 1997 г. является частью периода работы с 8 марта 1997 г. по 28 августа 2002 г, продолжительность которого составляет более одного года, суд первой инстанции правильно исчислил спорный период в совокупности с иными периодами, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N516).
Абзацем 1 п. 4 Правил N 516 установлено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N5487-1 (действовавших до 1 января 2012 г.), Приказом Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2001 г. N314 "О порядке получения квалификационных категорий" (применявшегося до 15 октября 2011 г.), повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявление соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Согласно п. 3 ст. 73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп. "а" п. 25 Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников здравоохранении и социального обеспечения", утвержденной приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1976 г. N1250, в стаж работы по специальности лицам, занимающим должности медицинского и фармацевтического персонала и должности специалистов, приравненных к ним по оплате труда, засчитываются при условии, если им предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, подлежащая зачету в стаж, в том числе периоды нахождения на курсах усовершенствования, специализации или повышения квалификации.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима входят в должностные обязанности акушерки.
Учитывая вышеприведенные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении периодов прохождения Трейеровой О.В. курсов усовершенствования (повышения квалификации), стажировки, периодов привлечения к мероприятиям по дезинфекции в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, на равных условиях с периодами осуществления лечебной деятельности, поскольку в указанные периоды Трейерова О.В. работала в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, за ней сохранялись место работы и заработная плата, с которой производились соответствующие страховые отчисления, повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием работы, мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима входят в должностные обязанности акушерки. Поскольку спорные периоды прохождения Трейеровой О.В. курсов усовершенствования (повышения квалификации), стажировки, периодов привлечения к мероприятиям по дезинфекции являются частью периода работы с 5 июня 2004 г. по 2 декабря 2018 г, продолжительность которого составляет более одного года, суд первой инстанции правильно исчислил спорные периоды в совокупности с иными периодами, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, фактически направлены на переоценку и иное толкование доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Между тем, суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им в оспариваемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 17 марта 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 9 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.